Более 15 лет ростовчанин Игорь Пугач занимается разведением кактусов. Экзотичное хобби со временем превратилось в прибыльный бизнес. Поначалу он продавал растения в интернет-магазине, а также с помощью социальных сетей. Сейчас открыл в Новочеркасске большую теплицу и реализует кактусы уже не самостоятельно, а через торговые точки.
Случайностей не бывает
Коллекционированием кактусов Игорь Пугач увлекся еще подростком совершенно случайно, хотя сам предприниматель в случайности не верит. Его семья много раз меняла место жительства. Во время переезда на очередную квартиру среди прочих вещей он обнаружил два кактуса. Они уже завяли и выглядели весьма непривлекательно. Игорю стало жалко растения, он сдул с них многолетнюю пыль, сменил землю в горшках, и они расцвели. Через неделю после этого случая, гуляя по Новочеркасску, он увидел вывеску «Выставка клуба любителей кактусов», зашел и остался надолго. Коллекция постепенно расширялась. Со временем растений стало очень много. Чтобы освободить место в домашней теплице, Игорь начал некоторые из них продавать.
«Чтобы выращивать кактусы, я специально заказывал семена. Из 100 штук могло взойти 50, выживало 10. Но для коллекции такое количество растений не нужно – достаточно двух. Остальные надо было куда-то девать. Сначала раздавал друзьям и знакомым, потом пробовал продавать: выносил коробки с кактусами на рынок и предлагал покупателям. Со временем меня даже начали узнавать, появились постоянные клиенты», – говорит Игорь Пугач.
Помимо увлечения была еще и работа в маркетинговой компании. Игорь Пугач помогал реализовывать проекты таким компаниям, как «Билайн», BMW, «Ростсельмаш» и другим. Однако с началом финансового кризиса ситуация на рынке изменилась. Многие игроки сократили рекламные и маркетинговые бюджеты. Естественно, это отразилось и на заработках маркетологов. В результате оказалось, что продажа кактусов, которой коллекционер занимался всего пару часов в неделю, приносит доход, равный половине зарплаты на официальном месте работы. Игорь Пугач решился целиком посвятить себя разведению растений.
От хобби к бизнесу
Первоначально торговал сам через интернет-магазин «Кактусенок» и социальные сети, сейчас открыл собственную теплицу и сосредоточился исключительно на выращивании кактусов.
«Раньше я арендовал помещение в Ростове, но оплата арендной ставки, безусловно, сказывалась на доходах. Поэтому примерно год назад мы открыли собственную теплицу в Новочеркасске. Кроме того, практика показала, что эффективней сосредоточиться именно на разведении кактусов, а их реализацией пусть занимаются другие. Среди клиентов не только торговые точки, специализирующиеся на продаже цветов, но и флористы, которые создают из них различные инсталляции. Например, в пиццерии Atipico целая стена выложена из суккулентов, выращенных в моей теплице», – рассказал предприниматель.
Он также добавил, что в последнее время объемы продаж декоративных кактусов снизились, однако покупатели стали интересоваться более дорогостоящими экземплярами, поэтому прибыль, напротив, увеличилась примерно в два раза.
Сейчас коллекция насчитывает порядка 1300 видов растений – это примерно 40 тысяч экземпляров. По словам предпринимателя, выращивание кактусов – трудоемкий процесс. Они растут довольно долго: с момента посадки растения и до его подготовки к продаже проходит примерно 2,5-3 года. Зато они довольно легко переносят все трудности, связанные с пересылкой. Среди коллекционеров даже ходит легенда про кактус-путешественник. Когда его только открыли, ученый, который это сделал, отправил цветок своему коллеге в Англию. Посылка заблудилась, адресат получил ее спустя три года, тем не менее кактус был жив.
«Что касается покупателей, то сейчас аудитория стала более сегментированной. Приходят любители комнатных растений, которые покупают кактусы по 50-100 рублей. Также есть оптовики, закупающие большие партии цветов, причем нередко одинакового размера. Обращаются и опытные коллекционеры, желающие приобрести редкие экземпляры. В данном случае цену установить очень сложно. Это похоже на продажу какого-нибудь произведения искусства. Например, недавно мне предлагали купить один из кактусов за 50 тысяч рублей. Я не продал. Решил оставить себе», – говорит Игорь Пугач.
Без конкурентов
Конкурентов у Игоря Пугача особо нет. В городе насчитывается порядка 300 коллекционеров кактусов, но для них это преимущественно хобби, а не бизнес. Выращиванием растений на продажу, тем более в «промышленных» масштабах, они, как правило, не занимаются. Продавцы цветочных магазинов, напротив, сосредоточены на реализации товара, однако получить у них консультации по содержанию растений весьма проблематично. Игорь Пугач старается сочетать оба подхода. С одной стороны, может предложить оптовикам полноценную партию кактусов. С другой – консультирует обычных любителей. С этой целью создаются специальные инструкции по уходу за «колючими друзьями». А также записываются обучающие видеоролики.
«Кроме того, мои растения выращены у нас и поэтому хорошо адаптированы к местному климату. Если голландские кактусы после пересадки могут заболеть и даже умереть, то наши растения уже привыкли к превратностям погоды», – поясняет предприниматель.
В ближайшем будущем предприниматель планирует расширять бизнес. В частности, собирается покупать новые участки, на которых будут построены дополнительные летние веранды для растений, где можно будет выращивать цветы большего размера. Кроме того, процесс ухода за растениями и общение с покупателями со временем становятся автоматизированными.
Фото: Фото Игоря Пугача/Instagram.com