Очередное заседание новочеркасского городского суда по делу заключенного Вадима Роговского, обвиняемого в том, что он выколол глаз другому сидельцу, Валерию Суглобову, было отложено из-за неявки свидетелей, в том числе начальника исправительной колонии №14 Дениса Чернобаева и подполковника внутренней службы Дмитрия Стадникова. Как оказалось, они уже уволились из ГУФСИН.
Это было третье судебное заседание, посвященное конфликту заключенных в новочеркасской колонии. Оно было отложено из-за неявки свидетелей – четырех сотрудников исправительного учреждения, а также сокамерников Роговского, присутствовавших на месте происшествия. По словам судьи Виктора Шилина, двое из руководителей ИК №14 Чернобаев и Стадников на данный момент уже уволены из ГУФСИН, остальные два не пришли по неизвестной причине. Накладка вышла и со свидетелями-заключенными. Их по ошибке перевезли в другое место.
«Заключенных почему-то этапировали в ИК№ 20 вместо СИЗО-3. Суд постановил исправить эту ошибку», – заявил Виктор Шилин.
По словам адвоката потерпевшего Игоря Быкова, явка свидетелей – просто вопрос времени. Бывших сотрудников колонии, в крайнем случае, могут принудительно привести в суд, а с заключенными, отбывающими наказание в других городах, возможна организация видеоконференции.
Согласно материалам уголовного дела, конфликт между Валерием Суглобовым, отбывающим срок за грабеж и изнасилование, и его сокамерниками произошел около 11 утра 1 января 2015 года. В ходе словесной перебранки Вадим Роговской, ранее осужденный за убийство, неожиданно ударил Суглобова в правый глаз заточкой. В результате было повреждено глазное яблоко и заключенный частично ослеп. Сам пострадавший настаивает на том, что Роговской действовал не самостоятельно, а выполнял указание начальника колонии Дениса Чернобаева.
Как рассказала порталу 161.ru супруга потерпевшего Оксана Дорош, ранее Валерий Суглобов находился в тюрьме в Константиновске. Там он лишился руки. Руководство колонии пообещало перевести его в специальный отряд для инвалидов в Ростовской области с якобы мягкими условиями содержания. Однако на деле все оказалось не так.
«Условия в исправительной колонии №14 были ужасными: крыша протекала, в помещениях – минусовая температура. Заключенные были вынуждены спать в обуви и фуфайках. Медицинское обслуживание также не выдерживает никакой критики. В канун Нового года начальник колонии Чернобаев совершал обход учреждения, и мой муж пожаловался ему на плохое содержание членов инвалидного отряда, но получил грубый хамский ответ. А на следующий день после этого инцидента к нему подошел Роговской, который являлся “смотрящим” в колонии, и пригласил на разговор. Во время выяснения отношений с заключенными он и нанес удар в глаз», – рассказала Оксана Дорош
Она также добавила, что сразу после конфликта, руководство колонии заставило Суглобова подписать заявление о том, что травму он получил самостоятельно, поскользнувшись и ударившись головой об угол тумбочки. В противном случае угрожали лишить его медицинской помощи. Но проведенная позже экспертиза, по словам женщины, подтвердила, что удар был нанесен фрагментом неизвестного колющего предмета.
«В итоге моего мужа госпитализировали в БСМП-2 в Ростове, где ему была проведена операция, однако зрение вернуть так и не удалось», – говорит Оксана.
После этого происшествия Валерий Суглобов стал добиваться наказания виновных. К защите прав потерпевшего вскоре подключились члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК). По словам одной из них Евгении Ивановой, дело долго «буксовало», в частности, трижды менялись следователи. Заключенный даже был вынужден в октябре 2015 года объявить голодовку в знак протеста против волокиты.
«Суглобов писал заявления в полицию, в Следственный комитет и в прокуратуру. Я их сама относила. Но везде был отказ. В итоге нам пришлось обращаться в Генпрокуратуру РФ. После чего дело сдвинулось с мертвой точки. Это редкий пример последовательной борьбы за свои права среди заключенных», – говорит Евгения Иванова
В результате Вадим Роговской оказался под судом. Он обвиняется по статье 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). А бывшие руководители исправительной колонии, которых Суглобов подозревает в организации преступления, выступают в уголовном деле в качестве свидетелей.
Напомним, члены ОНК уже не первый раз обвиняют руководство исправительной колонии в нарушении прав заключенных. В январе-феврале нынешнего года там погибли сразу трое заключенных. Тогда правозащитники заявили, что все эти смерти являются убийством, а на родственников и осужденных, контактировавших с погибшими, оказывается давление. Однако проверка, проведенная членами Общественной наблюдательной комиссии в ИК-14, не нашла признаков преступления в действиях руководства учреждения.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com