Последние недели я чувствую себя участником фантастических триллеров «Противостояние» или «Вонгозеро». Люди в масках, пугающие новости, бегущие по лестничным пролетам участковые терапевты, закрытые на карантин детские сады. Но меня, в отличие от большинства сограждан, не очень пугает свиной грипп. И я объясню почему.
Новостные ленты пестрят страшными заголовками, рефреном твердя: «умерли от гриппа» и «закрыты на карантин». В аптеках вынесли все возможные противовирусные «фуфломицины», маски и оксолиновую мазь. Чиновники совершают рейды по аптекам, требуя им предоставить эти три кита спасения человечества. Аптекари предоставляют, подсчитывая невиданные барыши.
Когда истомленный гаджетами и компьютерами организм попадает на улицу, там его тоже не ожидает ничего радостного. Как в страшном японском кино навстречу бредут удрученные люди в медицинских масках. Любое легкое покашливание в общественном транспорте создает вокруг вас зону отчуждения. И даже робкие попытки объясниться, мол, поперхнулся, не спасают ситуацию. Люди смотрят на вас, как Ленин на буржуазию, и порой даже говорят нечто в духе: «Не место здесь таким, как ты».
Но есть среди нас еще проказники, которым все нипочем. Все бы им шутить и разыгрывать напуганных ростовчан. Едут такие несознательные люди, положим, в торговый центр за покупками, да как начнут демонстративно кашлять в побелевшие от ужаса маски горожан. А потом снимают это все на телефон и с прибаутками в Сеть выкладывают. Пока сами не заболеют. Тогда уже да, тогда и стоны, и жалобы, и «зачем я в торговый центр ездил».
Народ напуган так, как будто в отдельно взятой южной, с позволения сказать, столице, грянул апокалипсис. В офисах Ростова разыгрываются драмы. Одни ушли полностью на больничный и работают из дома, сбивая температуру и поглощая тоннами противовирусные препараты и оксолиновую мазь. Другие сидят в масках и грустно смотрят на директора, говоря ему хриплым голосом: «Нет, мне не надо на больничный». «Надо», – настаивает директор, пятясь к двери и лихорадочно ища пути отхода. «Нет, – грустно говорят сотрудники, – мы не больны, мы можем работать». И заходятся надсадным кашлем.
Вот эти люди – не герои-стахановцы, а главные вредители. Они не столько работают и приносят пользу обществу, сколько распространяют вирусы. А страдают коллеги, члены их семей и вообще ни в чем не повинные люди, которые заходят в офис. Гнать таких поганой метлой на больничный!
Но взрослые – это полбеды, главное – дети, за которых боятся родители. Нервы сдают даже у самых здравомыслящих и понимающих, что грипп в стране бушует каждый год. И ежегодно люди умирают от пневмонии, которую вызывает этот самый свиной грипп. И не в больших объемах, чем это происходит сейчас. Но, когда болеет ребенок, родитель готов на любые меры, чтобы это предотвратить.
Наша система образования, на мой взгляд, сработала совсем неплохо. Например, в школе, где учатся мои старшие дети, к вопросу подошли четко: «Насморк? Домой! Кашель? Собирай учебники и дуй!». При малейших признаках даже обыкновенной ОРВИ детей в школу не допускали. Многие дети болеют сезонными вирусными инфекциями. Если этих ребят в классе больше нормы, класс закрывают на карантин. Неделю сыновья сидели дома, потому что у одного был насморк, а у второго некстати вскочил прыщ на верхнем веке. Вторую неделю – потому что классы на карантине. В понедельник надо идти на занятия, а выписаться невозможно. Регистратура стонет: «Нет мест, мест нет! На следующей неделе приходите». Родители вынуждены драться в очереди к участковому педиатру и робко шептать в щелочку двери, оттирая напирающих мамаш и бабушек: «Ну выпишите нас уже, Мариьиванна, номерков не дают».
Это не очень удобно родителям с точки зрения работы, еще менее удобно их работодателям. Как известно, бабушки и дедушки, готовые посидеть с ребенком, есть не у всех. А няни нынче дороги. Но другого пути оградить детей от болезни нет.
И вот я подошла к главному вопросу: почему я, имея нескольких детей, не особенно боюсь гриппа. Я отношусь к этой ситуации спокойно, потому что ежегодно меня в детском саду и школе пугают эпидемиями и карантинами. То корь наступает, то грипп, то ветрянка. Каждый год зимой на город наступает волна каких-то сезонных и не сезонных болезней. Так вот, я знаю, что нужно сохранять спокойствие. Я знаю, как попытаться не заболеть. И я знаю, что надо делать, если болезнь все же настигнет меня. А знаю я потому, что у меня есть подруга – очень хороший врач, которая вот прямо сейчас в Ростове лечит нас всех от ОРВИ и гриппа. И этой прописной истиной я хочу поделиться и с тобой, дорогой мой напуганный читатель.
Во-первых, грипп нужно уметь отличать от обычной ОРВИ. Он начинается с резкого подъема температуры. Больного беспокоят озноб, признаки интоксикации, мышечная, головная боль, сухой навязчивый кашель, выделения из носа, светобоязнь. Во-вторых, грипп можно и нужно предотвращать. О плановой вакцинации и профилактических препаратах пусть рассуждают врачи, но мы просто можем вести себя разумно. То есть в кино, торговые центры, аквапарки и другие места скопления людей стараемся не ходить. Особенно с детьми. Моем руки, увлажняем слизистую носа. А вот в ношении масок многие доктора смысла не видят.
Если вы уже заболели, нужно немедленно обратиться к врачу и начать прием тех препаратов, которые вам выпишут. Даже если вы уже получаете препараты, надо обращать внимание на настораживающие симптомы, в том числе повторный подъем температуры после однодневной или двухдневной ее нормализации, выраженную слабость, редкое мочеиспускание, признаки обезвоживания, усиление боли в груди и усиление кашля (в первую очередь, сухого), резкое ухудшение самочувствия. Если есть показания и врач советует, нужно делать рентген в любой день болезни.
Будьте здоровы, ведите правильный образ жизни, сохраняйте оптимизм и пусть вас минуют неприятные сезонные болезни.
Ульяна Алфеева – редактор проекта «Недвижимость» на сайте Dom.161.ru (г. Ростов). Женщина с активной жизненной позицией и тремя детьми, обладает поразительной стрессоустойчивостью, удивительным жизнелюбием и сомнительным чувством юмора. В редкие свободные минуты любит порассуждать о превратностях ЖКХ, женской доле и воспитании детей младшего школьного возраста. Всегда права.