Множество препятствий каждый день, шаг за шагом, а точнее – метр за метром – на коляске вынуждены преодолевать люди с ограниченными возможностями. Для них, заверяют власти, делается многое – в рамках программы «Доступная среда» больше стало пандусов, специальных светофоров, оборудованных должным образом автобусов и троллейбусов. Однако ситуация остается сложной.
Солнечным утром пятницы активисты Общероссийского народного фронта провели рейд-акцию, посвященную реализации программы «Доступная среда» в донской столице. Проверить доступность организаций и учреждений для людей с ограниченными возможностями собрались общественники и журналисты, а также те, для кого среда должна быть доступной, – инвалиды-колясочники.
Стартуем от перехода на Большой Садовой/Ворошиловском и тут же решаем проверить, смогут ли наши герои перейти улицу, воспользоваться подземным переходом. Оказывается, нет. Во-первых, на подходе к спуску их встречает высокая ступенька. Во-вторых, несмотря на наличие железных пандусов на лестнице коляска по нем проехать не может: колеса слишком широкие, а угол уклона – очень резкий.
«Это скорее пандус для мам с колясками, – поясняет руководитель городской организации инвалидов «Феникс» Галина Соколюк, женщина сама в коляске. – Я бы сюда спуститься не рискнула даже с помощником, слишком большой уклон, нужна сила, чтобы плавно спустить коляску и плавно поднять».
Среди основных задач программы «Доступная среда» – обеспечение доступа инвалидов и маломобильных групп населения к основным муниципальным объектам, создание условий для их беспрепятственного доступа в городской транспорт и реализация реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов.
От непроходимого места двигаемся по центральной улице города – Большой Садовой. На перекрестке с улицей Чехова хотим попасть в аптеку, пандусов тут нет, а преодолеть небольшую ступеньку на входе без посторонней помощи не получится. Для таких случаев рядом со входом есть кнопка вызова персонала. Правда, как выяснилось, она не работает, да и расположена не слишком удобно, так как на коляске к ней не подъехать – мешает ступенька.
Такая же кнопка есть и на входе в муниципальную поликлинику №10. Она работает, заехать в здание инвалидам помогают сотрудники учреждения и поясняют – у поликлиники буквально в квартале от центрального здания есть еще одно, где ведется прием инвалидов и есть все для их безбарьерного перемещения. А в этом здании всего лишь регистратура и социальная аптека, попасть в которую на коляске, кстати, нельзя – она находится на втором этаже, туда ведут ступеньки.
«Сейчас у общества создается ложное впечатление, что доступная среда важна только для людей с ограниченными возможностями, хотя помимо колясочников есть и пенсионеры, и семьи с новорожденными, всех их можно отнести к категории маломобильных, – считает Галина Соколюк. – На самом деле почти 200-250 тысяч жителей Ростова нуждаются в том, чтоб у нас была комфортная безбарьерная среда для проживания и перемещения».
Еще один квест (по-другому и не скажешь) для колясочников – поездка на общественном транспорте. Впрочем, кажется, нам улыбнулась удача – к остановке подъезжает низкопольный автобус №80. Водитель откликается на просьбу, опускает автобус и идет разворачивать пандус... но и тут неудача, спецсредство поломано и не открывается.
Троллейбус с высокими ступеньками пропускаем, в такой и не каждый пенсионер без посторонней помощи сможет взобраться. Ждем специальные низкопольные автобусы – только в таких могут передвигаться инвалиды-колясочники. На горизонте показывается новенькая «тройка», в которой все работает. Чтобы водитель развернул пандус, нужно нажать специальную кнопку рядом с дверью, еще одна есть в салоне. Попасть туда не составляет труда, как и выгрузиться. «Жаль только, что таких автобусов мало», – констатируют активисты. Знают об этом и колясочники, и именно поэтому лишний раз стараются не прибегать к услугам общественного транспорта.
Павлу Васильеву из организации инвалидов «Икар» в этом плане повезло – он ездит по городу на машине. Почти десять лет назад парень попал в аварию и с тех пор вынужден передвигаться на коляске. Но и от любимого транспорта не отказался.
«Это очень облегчает перемещение по городу, единственная проблема – сложно найти парковку, – рассказал Павел. – А те, которые есть, зачастую заняты здоровыми людьми. Самая главная проблема – несоблюдение законов, в законодательстве очень много сделано для создания "Доступной среды", но не все выполняется и соблюдается».
«В нашем городе много чего не хватает для создания безбарьерной среды, это мы видим и по результатам сегодняшней акции, – подводит итог рейда руководитель рабочей группы «Социальная справедливость» ОНФ Ростовской области Михаил Попов. – Накануне наши активисты тоже осмотрели около 100 объектов и опросили более 150 жителей. В ходе мониторинга фронтовики выяснили, что достаточно большое количество объектов не имеет доступности. В настоящее время ОНФ предлагает усилия для внесения корректировок в федеральную программу "Доступная среда"».
Насколько Ростов доступен для инвалидов – смотрите в видеоролике на 161.ru.
Сегодня в регионе насчитывается порядка 360 тысяч инвалидов. В 2015 году на реализацию государственной программы «Доступная среда» из федерального бюджета выделено 150 млн рублей, из областного в текущем году направлено порядка 60 млн рублей. В рамках реализации программы в социальных учреждениях предусмотрены установка пандусов, расширение входной площадки и дверного проема, а также уменьшение высоты подъема ступенек и ликвидация порогов. Предполагается также установка акустических, визуальных и тактильных информационных систем.
Фото: Фото и видео автора