Архитекторы и экологи Ростова в пух и прах разгромили новую версию генплана города, которая сейчас проходит стадию обсуждения. Донское отделение Союза архитекторов требует направить документ на доработку. Эксперты на пресс-конференции в Ростове заявили: претворение такой редакции генплана в жизнь оставит город без экономики, зелени и ввергнет донскую столицу в доселе невиданный транспортный хаос.
Зачем нужен генеральный план
Генеральный план – это документ, определяющий стратегию развития того или иного города на довольно долгий промежуток времени. Обязательные элементы документа – аналитический блок и блок предложений. Создатели должны всесторонне проанализировать текущую ситуацию в городе, от демографии до транспорта и экологии, и на основании прогнозов ряда специалистов определить, в каком направлении стоит двигаться. В идеале новый генплан должен решать накопившиеся проблемы – к примеру, развитие дорожной сети, ликвидацию аварийного жилья, изменение числа зеленых насаждений. Однако при этом документ является, скорее, рекомендательным.
История генпланов Ростова
Первый генплан Ростова-на-Дону был утвержден в 1971 году. Именно по нему спроектированы и построены СЖМ, ЗЖМ с их магистралями. По сути документ 2007 года, составленный Санкт-петербургским институтом урбанистики, является корректировкой этой стратегии. Внесением изменений будет и редакция 2015 года, описывающая развитие донской столицы до 2035 года. Над ней год работал Научно-проектный институт пространственного планирования ЭНКО (Санкт-Петербург). Принятие новых изменений рискует затянуться – донское отделение Союза архитекторов России заявило, что проект нуждается в значительной переработке.
Неточности, несоответствия, нарушения
Эти три слова чаще всего использовали собравшиеся в пресс-центре «МедиаС» эксперты, чтобы описать работу ЭНКО. Так, в официальном письме Ростовской областной организации Союза архитекторов России по поводу проекта генплана говорится о принципиально неверных положений, которые ложатся в основу перспектив развития города.
«Точных демографических расчетов мы не увидели, – приводит пример вице-президент Союза архитекторов России (САР) Юрий Трухачев. – А все остальные расчетные данные в генплане должны идти по численности населения».
Проработка проблем города не отвечает степени их сложности – в частности, вообще за скобками остается решение проблем пробок; графические материалы и тексты неточны и не соответствуют реальному положению дел.
Производство в изгнании
Где ростовчане будут работать – один из первых вопросов от Юрия Трухачева. По его мнению, разработчики пошли по неверному пути выноса из города всего производства. Изгнанными оказываются мелкие и средние предприятия, а также промышленные гиганты – к примеру, «Роствертол». Это может оставить город без денег, которые ранее пополняли бюджет. Кроме того, вырастет время горожан в пути на работу и увеличится число передвижений по городу и за его пределы. А это – новая нагрузка на городские магистрали. Предприятия, которые не вредят экологии, лучше оставить на месте, убежден известный архитектор.
Дороги? Нет, не слышали
Дорожные и транспортные проблемы города новый генплан не решает и даже особо не затрагивает, считают критики.
«Отсутствуют как таковые обоснования мероприятий по ликвидации существующих транспортных проблем. Фактически, в части УДС генпланом намечены только коридоры магистралей, без решения отдельных узлов и анализа альтернативных вариантов трассировки», – говорит Юрий Трухачев, показывая на плане до 2035 года обходы, которые действительно обвязывают Ростов-на-Дону и дороги внутри города. «Суворовский», который к тому времени должен будет вырасти до 2,5 млн квадратных метров, на карте будущего по-прежнему крепится к «большой земле» с помощью тоненькой «ножки». Новые зоны застройки – территория Роствертола, Кумженской рощи и так далее – упираются в уже существующие магистрали.
Метро в новом генплане есть, однако, напоминает эксперт, его финансирование остановлено. И как город будет ездить до тех пор, пока экономическая ситуация не выправится, разработчики умалчивают.
34 квадрата на человека
Известный ростовский эколог Александр Водяник заявил о своих подозрениях: новый генплан заказали застройщики. С квадратными метрами жилья в новом генплане все более чем радужно. К 2035 году, говорит Юрий Трухачев под смех собравшихся экспертов и журналистов, жилой комплекс Ростова планируется увеличить в 1,8 раза, до 34,3 квадрата на человека.
«Коммунизм!» – звучит из зала.
«То есть за без малого 20 лет предлагается построить еще один Ростов», – комментирует Юрий Трухачев.
Где их предлагается строить – отдельная тема.
Интересы рыб
Под многоэтажки создатели генплана отдают, в частности, Мертвый Донец и Кумженскую рощу. После этого, отмечают эксперты, вопрос наличия рыбы на Дону можно будет считать закрытым. В старину, вспоминают участники встречи, местные обвязывали тряпками колеса телег, чтобы вообще не мешать рыбе нереститься. А сейчас заповедные территории, которые раньше не трогали из-за сохранения экологического баланса, предполагается отдать под жилые комплексы.
Идея строить в пойме Дона, к которой относится и Кумженская роща, никуда из генплана не делась. При этом авторы документа, отмечают в САР, противоречат сами себе: разрешают жилищное строительство в пойме, тут же отмечая, что на таких участках строить нельзя.
По застройке вне поймы тоже масса вопросов. В частности, проект разрешает масштабную жилую застройку в зоне подлета к военному аэродрому. Как это оценит Минобороны – открытый вопрос, но эксперты советуют до получения согласований не рассчитывать на эти территории.
Северное кладбище как зеленый массив
Ситуация с зеленой частью в новом проекте генплана, по словам Александра Водяника, выходит за рамки разумного. Из новой версии документа пропали даже базовые элементы зеленого каркаса. Доходит до того, что по новому генплану рекреационная территория размещается рядом с промзоной на левом берегу Дона.
Многоэтажки, берет слово Юрий Трухачев, планируют построить и вместо чудом сохранившихся зеленых зон на СЖМ и ЗЖМ. К примеру, по новому генплану 23–30-этажные дома появятся вместо части парка на бульваре Комарова.
Самым зеленым местом Ростова к 2035 году, иронизирует Александр Водяник, грозит остаться Северное кладбище.
Раскаленные каменные джунгли
То, что Ростов останется без зелени и без рек, чревато не только сокращением числа мест для отдыха. Александр Водяник поясняет: зеленые массивы и вода отвечали за аэрацию, температурный режим и влажность в городе. Их проектировали специально: в частности, в центре СЖМ участки зелени, где высаживались в том числе хвойные деревья, обеспечивали циркуляцию свежего воздуха, в жару они выступали своеобразными природными кондиционерами. Главный же приток воздуха в северную часть города обеспечивал Щепкинский лесхоз. Но его территория, отмечает эксперт, также уходит под застройку. Это отношение к зелени приведет к застою воздуха и повышению температуры в городе. Что уже и происходит.
«За последние 10 лет среднегодовая температура в Ростове-на-Дону выросла более чем на 2,6°С, по области – на 1,8°С. Для многих растений это катастрофа», – поясняет Александр Водяник.
Эти изменения в регионе могут потребовать замены структуры сельского хозяйства, а в городах летом придется мириться с «аномальной» жарой. И не только – аномальные дожди и снегопады последних лет также считаются результатом экологического дисбаланса.
Требуются активные горожане
Донское отделение Союза архитекторов России сегодня должно направить официальное письмо в адрес главы думы Ростова Зинаиды Неярохиной и подразделения мэрии, которое курирует работу над генпланом. Вердикт архитекторов – такой проект нужно перерабатывать и нельзя утверждать. Однако эксперты опасаются, что власти «продавят» новый генплан с помощью публичных слушаний. Всех неравнодушных горожан приглашают принять в них активное участие. Расписание доступно по этой ссылке.
Добавим, что заказчики и разработчики генплана Ростова намеревались на минувшей неделе провести пресс-конференцию, однако она была отменена. Встреча с прессой, по предварительным данным, должна состояться после Дня города.
Фото: Фото автора