Новый архитектурный скандал назревает в Ростов-на-Дону. Около 15 тысяч ростовчан всего за три дня подписали электронную петицию в адрес главы администрации Ростова-на-Дону Сергея Горбаня. Горожан возмутила идея заменить барельефы на фасаде здания по Ворошиловскому, 61. Вместо работ классика ростовской скульптуры Виктора Баринова, по информации автора петиции, здесь хотят установить фигуры, более соответствующие профилю медицинского учреждения, но обладающие весьма сомнительной художественной ценностью.
Здание на Ворошиловском, 61 в реестр памятников архитектуры не входит. Тем не менее, история у строения довольно богатая. Четыре десятилетия, в 50-80-е годы ХХ века, здесь размещался областной совет профсоюзов. Позже профсоюзы переехали в здание, которое занимают и сейчас – на пересечении Ворошиловского и Красноармейской. «Сталинку» получил Детский диагностический центр. Сейчас четырехэтажка формально принадлежит ростовскому муниципалитету – в ней размещается Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Консультативно-диагностический центр Ростова-на-Дону».
Тем не менее, память о первых «владельцах» помещений осталась надолго – людей труда, права которых защищали профсоюзы, запечатлел на главном фасаде здания знаменитый Виктор Баринов. Поясним, что именно Баринов после войны, когда Ростов лежал в руинах, восстанавливал множество и поныне узнаваемых мест – буквально собирал по кусочкам сброшенные с пьедесталов статуи Ленина и Кирова, реставрировал практически уничтоженную лепнину любимца всех фотографов – здания мэрии и думы Ростова. Именно Баринов создал главную достопримечательность Вешенской – деревянный двухэтажный дом классика советской литературы Михаила Шолохова.
И вот на днях стало известно, что после капитального ремонта, который проходит сейчас, здание на Ворошиловском, 61 лишится скульптур, которые украшали его более полувека. Как сообщил в соцсетях известный ростовский архитектор, доцент кафедры Основ архитектурного и художественного проектирования ИАрхИ ЮФУ Артур Токарев, медики решили заменить «морально устаревшие» фигуры на что-то более современное и соответствующее профилю организации – к примеру, врачей и пациентов. По словам архитектора, эту информацию ему сообщили сами сотрудники КДЦ Ростова.
«Прецедент есть – на Большой Садовой после войны появился ДК строителей. В нишах были установлены пара скульптур строителей очень достойного качества скульптуры. У здания в последние годы сменилась функция. И в нишах появились новые фигуры. Я скульптурой это назвать не могу, – пишет Артур Токарев. – Что до здания диагностического центра и самой архитектуры, то при капитальном ремонте неизвестно никому, что будет с архитектурой фасада. Может оставят, как есть, а может срубят весь декор. Это ведь сейчас ни с кем не согласуется и проекта не требуется. Только цвет утверждают в департаменте».
Архитектор написал обращение на имя Сергея Горбаня с требованием сохранить скульптуру Баринова «как законченное художественное произведение, отражающее свою эпоху и составляющее единое целое с архитектурой здания» и разместил его на популярном сервисе петиций. Менее чем за три дня под обращением подписались почти 15 тысяч ростовчан, в их числе – и родственники Виктора Баринова.
«Я подписываю эту петицию, потому что Виктор Васильевич Баринов – это мой родной дед и для меня свято всё, что он делал! Это во-первых. А во-вторых – скульптуры той эпохи, которых в нашем городе к сожалению остаётся все меньше и меньше, выгодно отличаются от современных профессионализмом и высокой художественной ценностью, и уничтожать эти ценности – просто преступление на мой взгляд!» – пишет Михаил Баринов.
«В этом здании раньше располагался Областной совет профсоюзов, в котором работал мой родной дед, участник ВОВ. В настоящее время деда, к сожалению, нет в живых. Это здание дорого для меня как память о деде», – признается Ольга Редечкина.
«Главы меняются а исторический, культурный Ростов продолжают разрушать теми же темпами. Какое нужно иметь образование чтобы настолько ненавидеть культуру и уничтожать безвозвратно памятники истории Ростова-на-Дону», – возмущен Вадим Махницкий.
К кампании в защиту скульптур Виктора Баринова подключились и эксперты в области искусства и архитектуры.
«Сюжеты воплощают три исторически значимых для Донского региона вида трудовой деятельности: добыча угля; сталелитейное дело; выпуск сельскохозяйственных машин (последнее символизирует центральный рельеф). Художественные достоинства рельефов очевидны. Язык соцреализма всегда подразумевал знание и использование культурной традиции античности. В рельефах подобная художественная генеалогия прослеживается. Неужели ростовчан хотят лишить знания общекультурного процесса? – пишет искусствовед Татьяна Сухорукова. – Далее очень неплохое чувство масштаба (стена – рельеф – высота) здесь влияет на свободу прочтения рельефов с мостовой. Композиционное решение мастерское, формы ритмически организованы, с хорошими паузами. Это горельефы. Высокий рельеф в ростовской архитектуре не част. Наконец, декор стены ионического типа (даже в оконных проёмах) диктует наличие рельефа. Без него стена станет «лысой». И это всё – ликбез для города, в котором уже два факультета учат профессии архитектора».
Каких-либо объяснений от «архитектурных» чиновников Ростова относительно судьбы скульптур на Ворошиловском, 61 пока не поступало. Из открытых источников 161.ru выяснил, что реконструкция здания будет проходить ударными темпами: МБУЗ «КДЦ Ростова-на-Дону» объявило конкурс на капремонт здания в конце 2014 года, стоимость работ оценивалась в чуть более 200 миллионов рублей, завершиться работы должны в конце 2015 года. Название подрядной организации, которая выиграла конкурс, в открытой документации отсутствует; нет информационного стенда с наименованием подрядчика, сроком начала и окончания работ и окончательным видом здания после ремонта и на ограждении по Ворошиловскому, 61. Тем не менее в ростовском Управлении здравоохранения корреспондента 161.ru заверили, что облик фасада менять не будут.
«Это же историческое здание, мы же должны сохранить его, а не менять», – сказал заместитель руководителя Горздрава Алексей Кравченко. Однако детали капремонта прояснить не удалось: сотрудница, к которой Алексей Кравченко перенаправил корреспондента 161.ru за дополнительной информацией, на связь после обещания узнать подробности не вышла, к моменту публикации ее телефон не отвечал.
Сегодня сталинская четырехэтажка обнесена забором и целиком взята в защитную сетку. Сквозь нее можно разглядеть, что бариновские скульптуры пока на месте. Однако горожане опасаются повторений событий с кинохроникой – тогда владелец здания, обеспокоенный поднятой шумихой в соцсетях и СМИ, в рекордные сроки разобрал историческое строение. Впрочем, единственным, что чиновники пообещали сохранить и воссоздать на новострое, стали именно барельефы Виктора Баринова.
Ознакомиться с петицией в защиту скульптур Виктора Баринова можно по этой ссылке остановите-уничтожение-скульптуры-в-в-баринова
Фото: Фото со страницы Артура Токарева, Яндекс.Панорамы и автора