Сегодняшний рассказ появился благодаря читателям нашей рубрики. В феврале прошлого года, в комментарии к одному из очерков читательница попросила поведать о доме по адресу: ул. Ульяновская, 14. Вспоминая о своем пребывании в этом доме, она писала: «Жильцы дома говорили, что этот особняк строил купец Парамонов для своей дочери».
Между тем памятная доска на фасаде здания гласит, что дом принадлежал Степану Акимову. Не было секретом и место жительства дочерей Елпидифора Парамонова. Любовь Парамонова (по мужу Панченко) владела зданием, которое сейчас имеет адрес: ул. Красноармейская, 158. А Агнии Парамоновой (по мужу Резановой) принадлежало имение, от которого остался только дом на Ворошиловском, под номером 46. Но в любом случае, следовало узнать побольше о первых владельцах этого красивого здания (пусть и не таких известных, как Парамоновы).
Выяснилось, что Степан Семенович Акимов родился в 1854 году, в семье ростовских мещан, владевшей обширным имением на углу Соборного переулка и Канкринской улицы. Семья была настолько большой, что имение пришлось разделить на две части. Причиной, скорее всего, стало то, что Степан и его жена Мария собирались завести ребенка. И в октябре 1885 года был составлен раздельный акт, по которому угловым имением стали владеть Иван, Любовь и Екатерина Акимовы, а соседнее с ним (второе от угла) было передано Степану Акимову. А в 1886 году у Степана и Марии родилась дочь Анна.
Долгих 13лет прожил Степан Семенович с семьей в маленьком домике, приносившем 80 рублей дохода в год. Наконец, в январе 1899 года он получил разрешение городской управы на постройку двухэтажного с подвалом дома. И этот дом стал одним из красивейших на Канкринской улице. Верх обеих боковых раскреповок украсили картуши с изящными вензелями «СА» – инициалами владельца дома. А под каждым из этих картушей были помещены изображения Афродиты.
Изображения голов – как мужских, так и женских – не редкость в архитектуре дореволюционной эпохи. Но вот точно соотнести эти изображения с конкретными мифологическими персонажами удается не всегда. В нашем случае позади каждой головы изображена морская раковина – один из атрибутов Афродиты, с которым ее часто изображали древние греки. Они считали, что богиня любви сотворена из пены морской и родилась в раковине.
Сюжет рождения Афродиты (причем, именно с изображением раковины) был очень распространен в живописи эпохи Ренессанса (Возрождения). Что неудивительно, поскольку сама суть этой эпохи была в возрождении интереса к античной культуре и истории. Элементы декора, характерные для архитектуры Ренессанса, использованы и на фасаде дома Акимовых. Нашлось среди них место и изображениям головы Афродиты.
После строительства двухэтажного здания годовой доход домовладения, имевшего тогда адрес: ул. Канкринская, 26, составил 390 рублей. Жизнь налаживалась. Но для Степана Акимова она оказалась не очень долгой: уже в 1911 году имение перешло по наследству к его дочери – Анне Степановне. Она приобрела электро-биограф (как тогда называли кинотеатры) под названием «Кинемо-Луч». Находился он в Нахичевани, на пересечении Бульварной площади и 23-й линии (сегодня это здание имеет адрес: пл. Свободы, 16).
Анна Акимова с мужем и детьми пережила гражданскую войну. А вот дому не повезло: в феврале 1920 года, когда Ростов окончательно переходил под власть Советов, в здание угодил снаряд. Он пробил крышу, взрывной волной выбило стекла. По стенам пошли трещины, в которые тут же стала проникать влага: во-первых, снег и дожди, а, во-вторых, лопнули (от того же взрыва) водопроводные трубы. На ремонт денег не было. Здание начало разрушаться. Часть стены дворового крыла рухнула. Развалился коридор. Оставшемуся дому грозила та же участь.
Но в марте 1922 года Анне Степановне удалось найти человека, согласившегося приобрести ее домовладение. Этим человеком оказался житель города Острогожска Воронежской губернии Николай Степанович Корольков. Родился он в 1881 году, с 14-ти лет работал на различных предприятиях. В Ростове он трудился в промбюро Государственного лесопромышленного объединения Высшего совета народного хозяйства. Видимо, служащим ВСНХ платили немало, если у Королькова не только хватало средств на содержание семьи, но и нашлись 300 миллионов рублей на покупку недвижимости.
Однако полностью отремонтировать дом оказалось не по карману и Королькову. В 1923 и 1924 годах он писал в различные инстанции о том, что зданию нужен капитальный ремонт. Просил демуниципализировать домовладение (передать обратно в собственность домовладельцу), из чего можно заключить, что имением он владел недолго. Корольков указывал, что «полезная жилая площадь» здания не превышала 25 квадратных саженей (менее 114 квадратных метров). По действовавшему тогда законодательству в этом случае домовладение могло быть демуниципализировано. Удалось ли ему добиться своего – к сожалению, неизвестно.
Зато сам дом сохранился. А жильцы его обогатили городской фольклор, подарив нам еще одну байку про Парамоновых. Дом Акимовых – далеко не единственное здание, которое наши земляки безосновательно связывают с известнейшей купеческой фамилией. С другой стороны, желание проверить информацию о причастности Парамоновых к истории здания позволило выяснить кое-что о его подлинных владельцах. Их судьбы оказались достаточно типичными для своего времени, что, впрочем, ничуть не уменьшает ценности знания о них.