Есть такой старый анекдот. Новый директор завода издает приказ «О повышении культуры труда и запрещении мата на производстве», надеясь таким образом повысить производительность своего предприятия.
Через месяц он смотрит статистику и видит, что вместо роста производительность упала ровно в три раза. Ничего не понимая, он собирает собрание трудового коллектива и пытается выяснить, что же произошло? Почему производительность упала? С заднего ряда встает старый слесарь, дядя Коля, который проработал на этом заводе всю свою жизнь, и говорит: «Товарищ директор, вот вы поймите! Раньше скажешь, «Вась, дай вон ту ###ню!», а теперь это ж еще надо вспомнить, как она называется!»
Смех смехом, но даже мату есть свое место. Понятно, что на стройке, в шахте или в казарме, где брутальность общества не может быть оспорена, это вполне нормально. Но сколько раз мы с вами становились свидетелями, когда ангельское создание с милым личиком, только что вылупившееся из школы, с телефоном у уха идет по улице и, никого не стесняясь, разговаривает на таком мате, что и рабочий с боцманом будут нервно курить в сторонке. Откуда берется эта мерзость?
Я не ханжа. Сам могу «на йом» сказануть. Но все же я придерживаюсь того мнения, что везде и всему есть свое место и время. Одно дело – матюгнуться по какому-то особому случаю и в том месте (обществе), где это вполне приемлемо. А другое – вот так стоять на остановке общественного транспорта в окружении незнакомых людей, которые порой даже в разы старше по возрасту, и позволять себе материться в полный голос, фактически разговаривая матом. Я не говорю уже о том, что рядом могут находиться не только женщины, но и дети.
Вспоминая свое детство, не могу вспомнить ни одного случая, чтобы при мне кто-нибудь матерился. Ни в доме, ни в школе, ни на производстве у родителей, ни на улице. Даже в средней школе, вполне уже зная «основы русского мата», я не слышал его ни на улице, ни в общении среди моих сверстников. Нет, могли мы конечно щегольнуть матерком, но делалось это так, чтобы никого из чужих рядом не было, а уж тем более из взрослых. Иначе – за ухо и к родителям. А после родителей уже не только уши, но и задница была синяя. Сейчас зачастую сами родители со своими детьми на мате разговаривают. Наверняка вы тоже были свидетелями такой кошмарной сцены, ибо, к сожалению, сейчас это совершенно не редкость.
Мат на улице начал резать мне ухо в середине 90-х. Тогда откуда-то появились толпы громко гогочущих молодых людей, одетых, по тогдашней моде, в черные кожанки с металлическими заклепками и шипами, курящих модные марки сигарет и слушающих громкий музон на огромных магнитофонах. Помните? Либо другие персонажи – в спортивных «Адидасах», лакированных туфлях и в кепке. Семки, сиги, пивас, корточки на районе…
Вот тогда неконтролируемый мат и вырвался на улицу. На замечания и просьбы от других людей о прекращении мата и уменьшении громкости музыки эта толпа в лучшем случае отвечала еще большим гоготом. Вырвавшиеся из узды какой-никакой дисциплины и морали пионерской и комсомольской организаций, эти молодые люди создали свою «мораль». И в этой «морали» не было место для других людей, не входящих в их общество.
Спустя четверть века, когда эта молодежь уже сама стала родителями, мы и видим то, что видим. Суровые 90-е и начало 2000-х годов требовали сурового подхода к жизни. Не до сантиментов, когда надо было загребать бабло либо выживать. Такими вот и растили своих детей. Чего же теперь удивляться, когда миленькая девчушка в маршрутке во весь голос на мате выясняет со своим дружком отношения? Мы раньше даже подумать не могли, чтобы услышать из телевизора или радио что-нибудь «крепкое». А сейчас, хоть и в «запиканном» виде, но даже на центральных федеральных каналах мат вполне себе имеет место быть.
Но как теперь вырастить тех, которые будут знать о мате только как о специфической и запретной части русского языка, которую в повседневной жизни использовать нельзя, если не хочешь показать свое низкое происхождение и отсутствие элементарной человеческой культуры и воспитания? Да и в принципе так ли уж нужны эти культура и воспитание в наши дни, в нашей стране, в нашем обществе?
Быдлом же проще управлять.
Илья Могильницкий: эфирный позывной – Геолог. Родился в Ростове-на-Дону. Казак войска Иерусалимского. Дипломированный рудознатец. Пьет, курит, ругается матом. Характер скверный. Любит изображать из себя пушистого шушпанчика, что, впрочем, ему хорошо удается. В связи с чем имеет большую популярность у слабого пола. Не женат. Ловелас и чревоугодник. Питает особое пристрастие к мясу и пицце. По роду своей деятельности имеет обширные связи и знакомства в культурных, информационных и деловых кругах. Разработал свой собственный сайт «Ярасскажу.рф».