Семейная пара из города Стаханов Луганской области – 83-летний Виктор Данилович и 73-летняя Ирина Андреевна Резниковы – оказались на грани выживания в Ростове-на-Дону. Четыре месяца назад их приютила в коммунальном доме землячка, медсестра по профессии. Никаких пособий пожилые люди не получают, у них нет теплых вещей и обуви. А оформление документов, которые дали хотя бы право на бесплатную медпомощь, затягивается.
В Ростов пожилая чета Резниковых приехала 21 июля этого года, когда на окраинах их родного Стаханова (Луганская область) стали рваться снаряды, выпущенные «Градом». Приютила их и в прямом смысле слова стала для них самым близким и родным человеком ростовчанка Елена Викторовна Алаева. Елена сама родилась и выросла в Стаханове. После окончания медучилища (когда был единый СССР) уехала на Север и прожила там почти 20 лет. Три года назад вместе с семьей переехала в Ростов. Когда на Украине началась заваруха, не смогла остаться равнодушной, ведь она сама родом из этих мест. Фотографироваться Елена Алаева не хочет. Ей уже неоднократно через соцсети угрожали с «той» стороны за то, что она с мужем встречала беженцев на границе.
«Мы выезжали из Стаханова в переполненном автобусе, несколько раз нас останавливали, в том числе украинские войска. Но, слава Богу, все позади. Мы очень благодарны Лене за то, что она нам дала кров и приют, кормит нас уже четыре месяца», – говорит Виктор Данилович.
Семья Резниковых – уже четвертая, которым Лена помогла. Остальные уже определились: кто-то устроился на работу и снял квартиру, одна семья по программе переселения соотечественников уехала жить в Магадан. Но вот пожилым людям обустроиться в РФ значительно сложнее.
Виктор Данилович – ветеран войны, имеет инвалидность. Хотя ему 83 года, успел повоевать совсем мальчишкой в партизанском отряде имени Щорса и имеет соответствующее удостоверение ветерана войны. Также Виктор Данилович более 40 лет отработал в шахте. Жена Ирина Андреевна трудилась продавцом. Сейчас оба давно на пенсии, но Ирина Андреевна то и дело сокрушается: снова пошла бы работать, если бы не тяжелый артрит. Ведь сейчас супруги живут фактически на скромные деньги приютившей их медсестры и редкую помощь благотворителей: дочь пожилой пары с внуками находится в Донецке (РФ) и чем-то существенным помочь не может. Основная же проблема родителей упирается в документы.
«Сейчас у нас все время отнимает хождение по инстанциям, – говорит Елена Алаева. – Статус беженца Резниковым не дают, поскольку, как мне объяснили в УФМС, Украина юридически ни с кем не воюет. Это, так сказать, ее "внутренние разборки"».
Резниковы уже пожилые люди и не могут участвовать в программе переселения соотечественников. Это значительно усложняет оформление документов, без которых супруги не могут получать необходимые выплаты и льготы. К примеру, пенсии. Деньги Резниковы получали в последний раз еще на Украине. Супруги получили разрешение на временное жительство, но чтобы стать гражданином России и получать пенсию, должно пройти минимум девять месяцев. Разрешение на временное проживание занимает три месяца и плюс получение гражданства еще полгода.
Многое говорится сейчас о помощи беженцам, однако на практике рассчитывать супругам из опаленного войной Стаханова на многое не приходится. Из обуви у Виктора Даниловича только тапочки, в которых он приехал из Луганска, и осенние туфли, которые ему выдали в ростовском Красном Кресте. Детский благотворительный фонд имени княгини Романовой летом как-то помог приодеть пожилых людей, но сейчас наступает холодное время, к которому Резниковы не готовы.
Что касается питания, здесь единственная помощь – это бесплатные обеды в одном из кафе. Но Ирине Андреевне тяжело передвигаться даже с палочкой. Путь со второго этажа без лифта, а затем еще дорога для кафе – непосильное для нее расстояние.
Виктор Данилович хоть и постарше жены, но ходить может. Недавно ездил в храм на Северный, где выдавали продовольственные пайки. На двоих им с женой дали килограмм макарон, пакет овсяных хлопьев, банку тушенки и бутылку растительного масла. Резниковы благодарны такой помощи, только вот на проезд ветеран потратил 34 рубля. Сокрушается, что транспорт у нас в Ростове дорогой, и ему, как участнику войны, никаких льгот не положено.
Медицинских полисов у Резниковых тоже пока нет. Хорошо, что приютившая ветеранов Лена – медсестра и знает, как лекарства нужны от артрита. И покупает их ростовчанка за свои деньги. Кстати, никаких выплат за то, что у нее живут Резниковы, Лена не получает. В Ленинском УФМС ей сказали, что за это не платят.
Корреспондент попробовала дозвониться в ростовский городской совет ветеранов войны, труда и правоохранительных органов с вопросом: оказываются ли они поддержку тем, кто воевал на фронтах Великой Отечественной и в силу обстоятельств оказались в Ростове. Вопрос вызвал замешательство. В итоге ответили: есть какой-то один телефон, по которому помогают всем беженцам. Пускай туда ветераны и звонят.
В УФМС Ростовской области подтвердили: таковы законы, и гражданство сразу никто не получит. В пресс-службе Минтруда посоветовали: пускай ветераны обращаются в благотворительные фонды. Там им помогут, пока будут оформляться документы. То есть получается, пришли опять к тому же. Автору этих строк об этой семье как раз-таки и рассказала руководитель детского благотворительного фонда имени княгини Романовой Нина Шевченко.
Если кто-то из читателей сможет поделиться с Резниковыми одеждой (мужской размер 48-50, женский 56-58), то они будут очень признательны. Размер обуви у Виктора Даниловича 42, у его жены 40-41. Не откажутся и от продуктовой помощи. Даже сумка картошки в этом доме ох как нужна. Телефон Елены Алаевой 8-988-531-45-19
Также детский благотворительный фонд имени княгини Романовой сейчас собирает новогодние подарки для детей Донбасса. Это могут быть конфеты, орехи, продуктовые наборы. Телефон для связи 240-43-38, 279-88-83. Адрес: Ростов-на-Дону, переулок Газетный (пересечение с Пушкинской), 70/64.
Фото: Фото автора