В Ростове заказчика строительства судят за убийство работавшего на стройке гастарбайтера. Родственники подсудимого уверены, что Игорь Ивашкин сам является жертвой – российских следствия и правосудия. Ростовчане заявляют о множестве нестыковок в расследовании и странностях в судебном процессе.
Роковое строительство
Роковым для ростовчанина Игоря Ивашкина стало решение построить свой дом. В мае 2013 года он продал свою квартиру и вложил деньги в строительство на участке, унаследованном от отца. Денег было немного, и, чтобы сократить расходы, Игорь договорился со своим знакомым, с которым вместе строили как-то гостиницу. Тот нашел троих строителей-иностранцев. Гражданам Узбекистана оформили патент на работы, но нормального строительного процесса не получилось.
В августе со стройки убежала жена одного из рабочих – в повседневном общении его называли Сашей. По словам соседей, муж постоянно избивал ее. В этом же месяце оставшиеся мужчины поссорились и подрались из-за денег, и напарник Саши попросту покинул стройплощадку. Вскоре уже Сашу попросили удалиться – он испортил строительные материалы и вообще практически перестал работать.
В начале сентября друг Ивашкина нашел другого рабочего – Мусу. А в конце месяца Игорю позвонил проштрафившийся Саша и вновь попросился на работу. Тот не отказал.
«Первого октября Игорь с женой на машине встретили Сашу на вокзале и повезли на стройку. Тот сказал по пути, что у него сегодня – день рождения. Мой брат заехал в супермаркет и купил в подарок бутылку водки дорогой марки. На участок они приехали около 22:30. Игорь зашел, поздоровался с Мусой, еще раз поздравил Сашу с днем рождения и, получив ответный подарок – среднеазиатскую дыню, уехал домой», – рассказывает брат Игоря Ивашкина Владислав.
Утром Игорь вернулся на участок. Мусы не было. Саша рассказал, что не видел его с вечера и успокоил заказчика работ – видимо, напарник ушел к женщинам. Пока он не вернулся, Ивашкин с рабочим решили съездить в магазин. Около 11:00 по пути в магазин недалеко от участка мужчины нашли бездыханное тело Мусы. Его уже осматривали медики.
В тот же день около 13:00 Сашу забрали в полицию, где он пробыл до вечера. А 8 октября неожиданно арестовали Игоря Ивашкина. Именно он стал обвиняемым, а теперь уже и подсудимым по делу об умышленном убийстве гражданина Узбекистана.
Чудеса следствия
Как выяснилось, Саша написал заявление на Игоря, где во всем обвинил работодателя. На очной ставке рабочий рассказал, что слышал из другого помещения крики Мусы и видел, как Игорь бьет его ногами в грудь. Когда тот перестал дышать, Игорь приказал Саше положить тело в багажник. Вместе они вывезли труп на соседнюю улицу. После этого Игорь сел в свою KIA C'eed и уехал, приказав Саше ничего никому не говорить и идти спать. В машине следователи позже обнаружили кровь и волосы убитого. Однако родственники Игоря Ивашкина считают, что все доказательства по делу притянуты за уши.
«В первых показаниях Саша сказал, что убийство произошло ориентировочно в 23:30. А потом в материалах дела появилось время 23:00. Но я была с Игорем в машине весь этот вечер, и мы вернулись домой до 23:00! Это может подтвердить соседка по лестничной клетке. Именно ей мы позвонили в домофон, потому что моя мама, у которой мы тогда жили, очень плохо слышит. И соседка явно помнит этот случай, поскольку выговаривала нам за поздний звонок», – рассказывает жена Игоря Ирина Чаленко.
В показаниях Саши вообще много странного, продолжают родные Игоря. В частности, иностранец заверил, что отправился спать сразу после того, как выбросили тело напарника. Однако биллинг свидетельствует, что рабочий практически всю ночь звонил по разным телефонам. В том числе один звонок поступил и посреднику. Непосредственному нанимателю мужчина сказал, что пьет водку с Мусой. И – ни слова об Игоре.
Найденные в багажнике машины Игоря кровь и волосы Мусы родственники считают фальсификацией доказательств. Как выяснилось, еще 1 октября, до поездки на вокзал за Сашей, Игорь встречался с потенциальным покупателем автомобиля. Спустя пять дней сделка состоялась. До передачи, заверяют родственники, машина не чистилась и не мылась, при этом никаких жалоб на грязь от нового владельца не поступало. Пятно крови и волосы чудесным образом материализовались в багажнике лишь 7 октября, когда машину с теперь уже новым владельцем вызвали следователи.
Не меньше загадок принесло и исследование тела убитого.
«У трупа на время исследования, это 3 октября, в крови нашли 4,2 промилле алкоголя! Вообще в таком случае человек может ходить или хотя бы кричать?» – задается вопросом Владислав Ивашкин. Под ногтями и на теле убитого, продолжает он, не было следов кожи либо одежды Игоря. При этом сделать аналогичную проверку в отношении Саши правоохранители и следствие сразу не захотели. И Игоря, и Сашу осматривали на предмет следов лишь десять дней спустя.
Ну, а травмы, обнаруженные на теле Мусы, как показала независимая судмедэкспертиза, не мог нанести человек своими конечностями. И, резюмируют родственники, их вообще не мог нанести Игорь.
«Мой брат – бывший спортсмен, гимнаст. У него множество спортивных травм, позвоночник весь на грыжах. В те дни он вообще не мог сам наклониться, чтобы завязать шнурки, такие сильные были боли. Его состояние здоровья и то, что он лечился, легко можно подтвердить документами медиков. В таком состоянии человек вообще физически не может поднимать даже незначительный вес, не то что таскать мертвое тело», – заявляет Владислав Ивашкин.
Странный суд
Тем не менее, дело успешно дошло до суда, и ход процесса также повергает родственников в шок: как будто сценарий уже написан и исход предрешен. Показания соседки, которая в тот роковой вечер открывала дверь Игорю и Ирине, сочли не заслуживающими доверия. Ряд свидетелей, на опросе которых настаивает защита, почему-то не вызывают. Судья, рассказывает Владислав, забраковал и результаты независимой судмедэкспертизы – на том основании, что она платная.
«Проводивший же официальную экспертизу специалист три часа давал показания в суде, и в итоге вообще заявил, что травмы могли быть даже от ДТП и он не знает, почему человек умер», – продолжает Владислав. По делу в итоге назначили новую экспертизу.
И, конечно, все вопросы о нестыковках сторона защиты хотела задать в зале суда лично тому человеку, на чьих показаниях строится дело Игоря Ивашкина. Однако выяснилось, что вскоре после общения с полицией и со следствием осенью 2013 года Саша покинул пределы РФ. И разыскать его для участия в суде не представляется возможным, заявили родственникам Игоря официальные органы.
Причину всех этих странностей Владислав и Ирина видят в одном: не раз причастные к делу Ивашкина говорили им, что вопрос должен был решиться еще на стадии предварительного следствия. То, что в разговорах с рядом участников событий всплывало слово «деньги», заявляет Владислав, он готов подтвердить, пройдя детектор лжи.
Повышенное давление
За комментариями о ходе расследования дела Ивашкина 161.ru обратился в Следственное управление СКР по Ростовской области. И претензии к работе следователя Виктора Витика здесь вызвали определенное недоумение: как рассказала редакции официальный представитель СУ СКР по Ростовской области Галина Гагалаева, до суда никаких официальных жалоб на работу следователя от обвиняемого и его защитников не поступало.
«Эксперт в ходе обследования тела убитого обнаружил ЗЧМТ и травмы груди, нанесенные твердым тупым предметом. Кроме того, был установлен свидетель, видевший часть избиения и то, что удары наносились коленями. Версия о том, что ранения могли быть получены в результате ДТП, не нашла своего объективного подтверждения в ходе следствия», – подчеркнула собеседник корреспондента.
Есть объяснение у следствия и по поводу странного пятна крови, которое не видел купивший машину человек.
«Следы пятна крови были найдены при обследовании багажника с помощью специальной аппаратуры, которая позволяет видеть то, что не видно невооруженному человеческому глазу. Также в багажнике было найдено несколько волосков. Их принадлежность убитому подтверждена экспертизой», – рассказала Галина Гагалаева.
Невозможность допросить свидетеля в зале суда никоим образом не умаляет ценность показаний «потерявшегося» гражданина Узбекистана, подчеркивает представитель донского следствия: «Следствие располагает данными, что Ивашкин угрожал единственному свидетелю по его делу. Кроме того, следователь принял во внимание, что это – гражданин иностранного государства, и он в любой момент может покинуть территорию РФ. Поэтому допрос свидетеля был записан на видео, и подлинность показаний не вызывает сомнений».
Все претензии и заявления о том, что с семьи Ивашкина кто-то хотел получить деньги за непривлечение виновного к ответственности, в следственном управлении называют попыткой давления на суд и желанием любым способом опорочить следствие.
В установленном законом порядке
Тем временем родственники Игоря Ивашкина демонстрируют множество листов переписки с различными инстанциями. Во время расследования Ирина и Владислав известили о происходящем все уровни надзорного ведомства, от районной до генеральной прокуратуры, писали главе СКР Александру Бастрыкину, донскому уполномоченному по правам человека и даже в администрацию президента РФ. Копии ряда писем есть в распоряжении 161.ru.
Ответы неутешительны: прокуратура в феврале известила ростовчан, что уголовное преследование Игоря Ивашкина обосновано и законно. Позже в надзорном ведомстве утвердили обвинительное заключение, сочтя доказательную базу достаточной, и передали дело в суд, предложив родственникам дождаться окончания процесса и по его итогам принимать решение об обжаловании приговора. В администрации президента РФ заявителям ответили, что органы власти не имеют права вмешиваться в работу органов дознания и порекомендовали обращаться в прокуратуру или суд, как это установлено законом.
В попытке отстоять Игоря его родственникам пока помогли только соседи. Жители улицы Крепкой, где ростовчанин строил дом, даже написали коллективную жалобу. В письме, адресованном руководству страны, СКР и генпрокуратуры, люди задаются вопросом, почему к ним не пришли следователи, и просят оценить, насколько добросовестно правоохранители искали убийцу Мусы.
«Мы считаем, что Ивашкина задержали и удерживают незаконно. Мы знаем его как доброго, отзывчивого и чуткого человека. В общении он прост и понятен. Игорь воспитан. Совершенно сознательно выбрал в своей жизни трезвый образ жизни, – говорится в письме. – Игорь Ивашкин воспитывался в семье кадровых военных. Семейные традиции, любовь к Родине – это те качества, которые в их фамилии «впитываются с молоком матери». Игорь всегда верил, что в органах власти работают честные и порядочные люди».
Фото: Фото и документы предоставлены семьей Игоря Ивашкина, а также взяты из архива ГК