10 ноября 1913 года в Нахичевани-на-Дону освятили новое здание, построенное для частного реального училища. Обычно подобным событиям наша дореволюционная пресса уделяла особое внимание. Но в этот раз газеты ограничились несколькими строчками, каковые просто информировали о событии. А ведь когда училище только появилось, картина была совсем другой: в «Приазовском крае» только за первые три месяца существования училища было опубликовано шесть заметок, посвященных ему. Да и затем газеты не переставали следить за судьбой училища. Что же изменилось к концу 1913 года? Возможно, причиной тому стал один трагический эпизод...
Саркис Арутюнович Ягубьянц, будучи педагогом (преподавал географию и черчение), понимал, насколько острой была нехватка училищ в Нахичевани. Так, мужских средних учебных заведений в городе вообще не было. И в 1908 году на средства Ягубьянца такое заведение было создано. Его торжественно открыли 14 сентября. На церемонии, помимо педагогов, родителей учащихся и нахичеванских властей, присутствовал градоначальник Ростова и Нахичевани, полковник Зворыкин. Который обратился к ученикам «с речью о значении открываемого училища, о пользе просвещения и обязанностях детей по отношению к учебному заведению, воспитателям и родителям».
Училище разместилось на 1-й линии, в здании, которое находилось на территории подворья храма Св. Никогоса. За аренду надо было платить. И родительский комитет, созданный в октябре 1908 года, обратился в городскую управу с просьбой о субсидии на содержание училища. Управа выделила 5000 рублей в год на содержание училища Ягубьянца. Однако помощь от города должна была предоставляться только до того времени, когда в Нахичевани откроется мужская гимназия, которую планировалось содержать на средства из городского бюджета.
По началу в училище Ягубьянца было три класса. В 1912 году был открыт четвертый класс, и училище получило статус реального. Соответственно, и учебная программа была тождественна программе реальных училищ. Основное внимание уделялось преподаванию математики, физики, естествознания, черчения и иностранных языков. Также в программе отсутствовало преподавание древнегреческого и латинского языков. Выпускники училища могли продолжить обучение в технических, торговых или же промышленных высших учебных заведениях, однако не имели возможности поступить в университет.
В 1912 году в Нахичевани открылась мужская гимназия (нынешний адрес: ул. Мясникова, 52), и поступления из городского бюджета на содержание училища Ягубьянца прекратились. К тому времени плата за обучение составляла для учеников первых-третьих классов 120 рублей, а четвертого класса – 150. В январе 1913 года на общем собрании родителей учащихся было решено уменьшить плату до 70-75 рублей в год, но единственным условием для этого была постройка собственного здания для училища. Ягубьянц согласился предоставить для этого свое имение на углу 1-й Софиевской улицы и 10-й линии, а также имеющиеся у него средства. Последних было явно недостаточно. Родители учащихся собрали 1500 рублей, а на строительство здания требовалось 10 000 рублей.
Тогда Ягубьянц предложил градоначальнику (уже генерал-майору) Зворыкину, в связи с праздновавшимся 300-летием династии Романовых, «три безплатные вакансии для детей служащих в градоначальстве». После чего комиссия по постройке здания училища смогла получить кредиты в нескольких финансовых учреждениях, в том числе, в торгово-промышленном обществе взаимного кредита и ростовской конторе Госбанка. А в сентябре Зворыкину было предложено стать почетным председателем комиссии.
К этому времени отношение к училищу Ягубьянца стало меняться. Поводом стали нередкие случаи пропажи учебников и другие нарушения дисциплины учениками, словно забывшими адресованную им речь градоначальника при открытии училища. В итоге, все закончилось печально.
В начале марта 1913 года учительница младших классов Абросимова заметила пропажу учебника, посчитав, что в ней повинен один из учеников, который и раньше был замечен в подобных поступках. И раньше Абросимова предлагала Ягубьянцу расследовать эти случаи, но тот не соглашался. На сей раз она попросила созвать педагогический совет, однако, несмотря на установление виновного в краже, его не отчислили. Это добило несчастную женщину. Она и прежде считала, что ее коллеги и ученики подозревают в пропажах книг ее саму. А теперь...
После заседания педсовета Абросимова уволилась из училища, а на следующий день, отправившись в Балабановскую рощу (ныне парк Островского), приняла уксусную эссенцию. Но случайные прохожие заметили ее и быстро направили в городскую больницу, сотрудники которой сумели спасти жизнь учительницы.
Вся эта история подробно описывалась в газетах. В «Приазовском крае» опубликовали письмо педагогов Нахичеванской мужской гимназии, которые возложили ответственность за случившееся на Ягубьянца. Ученики третьего класса (в котором произошла та самая кража) отказывались выходить на занятия, пока не отчислят виновника. Ягубьянц пообещал это сделать, а вскоре в той же газете появилось еще одно письмо.
Его написали люди, «уполномоченные общим собранием родителей учащихся» училища Ягубьянца. Они заявили, что «многие были введены в заблуждение» относительно причин инцидента, что вины директора в этом нет, и что их доверие к нему «нисколько не поколеблено». Но, несмотря на заявление, обстановка в училище осталась напряженной. Педагогов не хватало. В январе 1914 года «для занятий по русскому яз. была приглашена учительница гимназии Тертерьян г-жа М., но после первых же уроков она принуждена была отказаться из-за невозможной постановки дела».
...Прошли годы. Улицу 1-ю Софиевскую переименовали в 1-ю Майскую. Изменилась и система образования в стране. Вместо реального училища в здании по адресу: ул. 1-я Майская, 34, разместились неполная средняя школа №8 им. Покровского и средняя общеобразовательная школа №2 для взрослых. В 1980-х годах здесь был дом пионеров Пролетарского района, а сегодня – «Центр внешкольной работы "Досуг"».
Фото: Фото предоставлено автором