У каждого здания, как и у каждого человека – своя биография. Как и в случае с людьми, биографии одних зданий нам известны хорошо, других – плохо, третьих – вовсе не известны. Чем больше эпизодов из биографий зданий мы знаем и чем подробнее информация о них, тем явственнее мы представляем себе ушедшие эпохи и тем лучше понимаем людей прошлого.
О здании управления общества Владикавказской железной дороги сохранилось много сведений. Еще больше – о людях, имевших отношение к железной дороге. О начальном этапе истории здания повествует брошюра, составленная упомянутым обществом и содержащая массу планов, чертежей и фотографий. Но если бы сохранилась только она, многие важные детали остались бы неизвестными. Например, такой знаковый эпизод, как освящение здания, состоявшееся 100 лет назад – 27 октября (9 ноября) 1913 года.
Освящение общественных зданий до революции было действом обязательным. Как правило, в нем принимали участие первые лица города (а то и региона). Вряд ли нужно пояснять, какое значение имела Владикавказская железная дорога для Ростова. Не удивительно, что в церемонии участвовали «чины прокуратуры и магистратуры, представители городских самоуправлений Ростова и Нахичевани, финансоваго ведомства представители печати и др. почетные гости».
Надо заметить, что управление Общества Владикавказской железной дороги, со времени возникновения находившееся в Ростове, несколько десятилетий не имело собственного здания, а размещалось в разных доходных домах, в арендуемых помещениях. И только в 1910 году был объявлен конкурс на лучший проект здания, под которое управление общества приобрело земельный участок на территории Нахичевани (тогда – отдельного города). В итоге был утвержден проект архитектора Вальтера, представленный вне конкурса. Летом 1911 года строительство здания началось, и к октябрю 1913 года практически завершилось. Вроде бы все в нем было предусмотрено в соответствии с самыми современными требованиями: и электрическое освещение, и вентиляция (вытяжная и нагнетательная), и лифты (пассажирские и грузовые), и многое другое. Можно освящать – и в добрый путь.
Но, как это обычно бывает, действительность несколько отличалась от проекта. 10 октября 1913 года в газете «Утро Юга» появилась заметка, в которой говорилось о «невероятной сырости», из-за которой «телефонные провода часто не работают». Там же упоминалось о жалобах сотрудников управления железной дороги на головокружения от сырости и удушливого и спертого воздуха (к вопросу о вентиляции). Наконец, «здание строилось по проекту, составленному три года назад, и сейчас, в виду увеличения за этот промежуток времени штата служащих, оказалось тесным. Все комнаты переполнены настолько, что проектированная норма не соответствует в настоящее время действительности». Согласно упоминавшейся выше брошюре, на каждого человека должно было приходиться 1,33 – 1,5 квадратных сажени (6,05 – 6,83 кв м). Авторы брошюры указывали, что «в случае увеличения числа служащих в будущем предполагалось возможным более тесное размещение до 1,20 кв. саж. на человека, а также расширение здания пристройкой» с южной стороны основного объема здания. Однако изменения планировки здания, предусмотренной проектом, не произошло. Значит, никакой пристройки не делалось.
Чин освящения совершал протоиерей Лебедев с причтом нахичеванской церкви и хором певчих. «После молебствия провозглашено было многолетие Государю Императору и Царствующему Дому, председателю совета министров В.Н. Коковцову, министру путей сообщения С.В. Рухлову, председателю правления владикавказской дороги В.Н. Печковскому, управляющему дорогой Э.Б. Кригеру-Войновскому, строителю здания и всем служащим дороги». Век прошел, а почти ничего не изменилось. В официальных мероприятиях до сих пор славословие счастливо сочетается с чинопочитанием.
Протоиерей Лебедев, несомненно, был человеком образованным. Он произнес «краткое слово о владикавказской железной дороге, как факторе культуры и прогресса нашего края», а также высказал свое мнение о последних, на тот момент, крушениях поездов. В последние годы мирного существования Российской империи железнодорожные катастрофы были такой же острой и злободневной темой, как, например, ДТП в наши дни. Настолько острой, что редакторов газет порой штрафовали за публикации. Как это произошло в 1913 году с той же газетой «Утро Юга», поместившей статью с говорящим названием «Когда это кончится?».
Версия протоиерея Лебедева была проста: крушения поездов «происходят от темных сил революции». Все. Не нужно искать причины в организации железнодорожного хозяйства, в управлении железнодорожной инфраструктурой и т.д. Нужно бороться с темными силами, чтобы обеспечить порядок и стабильность. Тогда и катастрофы прекратятся. Вполне современная позиция.
В общем, праздник удался. «Парадный подъезд, вестибюль и лестница были красиво декорированы материей национальных цветов и растениями». Традиция «празднично украшенных трибун» благополучно дожила до наших дней и не собирается исчезать. Один только нюанс несколько смазал впечатление. «После освящения здания всем всем присутствовавшим, кроме мелких служащих, был предложен завтрак... Мелким служащим пришлось устроить завтрак за свой счет». Не иначе, речь идет о средстве от головокружения этих служащих или от их жалоб на головокружение. А, может, мы имеем дело с рядовым проявлением заботы руководства о родном коллективе. Факт остается фактом: людей, выполнявших основную работу в учреждениях, вынудили за свой счет праздновать освящение здания, в котором им для этой работы не создали необходимых условий. Что опять возвращает нас к сегодняшним реалиям.
Так происходило рождение нового здания. Это рождение вышло на редкость символичным, соединив в себе многие аспекты повседневной жизни, характерные не только для прошлого, но и для настоящего. Да и само здание, несмотря на многочисленные изменения названий учреждений и ведомств, до сих пор продолжает служить нуждам управления железной дорогой.
Фото: фото автора