Инициатива Центробанка отменить добровольное согласие клиентов на обработку и хранение кредитовых историй повышает прозрачность кредитного рынка и минимизирует системные риски. Ведь сейчас на рынке розничного кредитования сложилась специфическая ситуация. Например, Ростовская область по количеству проблемных клиентов стоит на восьмом месте среди 83 регионов России. У нас наибольшее количество просрочек, наибольшее количество одновременно действующих кредитов на одного человека (от двух до пяти). Такие повышенные риски сводятся к достаточно дорогим и жестким условиям кредитования. Как повлияет нововведение на жизнь благонадежных и ответственных клиентов рассказал директор департамента риск-менеджмента ОАО «Росгосстрах Банка» Александр Антонов:
«Согласие на передачу кредитной истории в БКИ ничем не навредит благонадежному, ответственному клиенту, а наоборот, может помочь. И в банке, и в БКИ могут случайно допустить ошибку в отчете о кредитной истории клиента. А клиент имеет полное право исправить ошибку, предоставив все необходимые документы (в БКИ для этого есть специальная процедура). Отказ же в передаче сведений в БКИ может насторожить банк и в таком случае более вероятен отказ в предоставлении займа. Это понимают все, кто хоть раз брал кредит и умеет грамотно обращаться со своими финансами.
По нашему мнению, передача личных данных в БКИ в интересах самого заемщика, ведь чем точнее банк может оценить платежеспособность клиента, тем меньше он несет рисков при выдаче кредита, а значит, может снизить процентную ставку по займу.
Так, за рубежом информацию о задолженности по платежам, которая возникает у физического лица, банки и любые другие организации давно предоставляют на систематической основе без согласия заемщика.
По законодательству, каждый банк должен иметь договор с БКИ. Сложность состоит в том, что таких бюро много, и не все могут содержать сведения о клиенте. Поэтому банки вынуждены заключать договоры с самыми крупными бюро и причем с несколькими. Чтобы уже точно иметь представление о прошлом заемщика».