Ростовский издатель Александр Толмачев, который около года содержится в СИЗО по обвинению в вымогательстве, получил престижную журналистскую премию. Он стал лауреатом премии Артема Боровика – иногда ее называют «Премией совести». По иронии судьбы, победу ростовскому журналисту принесли работы о коррупции и беспределе в судебной системе региона.
Премия Артема Боровика считается одной их самых престижных профессиональных премий в стране. Она вручается с 2001 года за выдающиеся творческие достижения в области независимой журналистики и журналистских расследований. В состав жюри под председательством Генриха Боровика входят известные в РФ и за рубежом писатели и журналисты: Всеволод Богданов, Ясен Засурский, Владимир Лукин, Ирина Петровская. Сложность проблемы, профессионализм и глубина журналистского расследования – вот те основания, по которым отбираются лауреаты «Премии совести», проходящей под девизом «Честь. Мужество. Мастерство». Победителей 2012 года накануне вечером награждали в Москве.
В число лучших журналистов 2012 года – дипломы и премии получили всего 23 человека – вошли сразу трое ростовчан. Диплома удостоен Андрей Бугаев, премий – корреспондент газеты «Уполномочен заявить» Николай Асташкин и главный редактор издания Александр Толмачев. Он оказался одним из двух лауреатов, которые не смогли забрать награды лично – спецкор отдела расследований «Новой газеты» Роман Анин узнал радостную весть на больничной койке, а Александра Толмачева престижная награда нашла в ростовском СИЗО.
«Премия совести» станет подарком к печальной дате: через пару недель исполнится год, как издатель газеты «Уполномочен заявить» и журнала «ПроРостов» оказался за решеткой по подозрению в нескольких эпизодах вымогательства.
В случае с Толмачевым фортуна оказалась особенно щедра на гримасы. Вынося решение о том, чтобы мерой пресечения для издателя было избрано заключение под стражу, суд руководствовался опасениями следователей. Они заявляли, что Толмачев на свободе сможет использовать свое служебное положение для того, чтобы давить на расследование. Тем не менее заставить Толмачева замолчать не получилось: уже год на страницах «Уполномочен заявить» появляются его «записки из застенка» с подробнейшими описаниями не только хода его процесса, но и спорных дел сокамерников.
Но главная ирония судьбы – сама «Премия совести», кстати, уже третья в карьере ростовчанина. На конкурс Александр Толмачев отправлял серию статей о коррупции и беззаконии в правоохранительных органах и судебной системе. Названия говорят сами за себя: «Дурдом, или Советское самосудие», «Заканчивать надо с Толмачевым», «Как умирают люди в тюрьме», «Следственный бардак», «Смертельно-судейская диагностика», «Фабрика по производству заключенных» и другие. Фактически победу Толмачеву принесли статьи, которые и привели журналиста за решетку. Напомним, Александр Толмачев не раз называл дело в отношении себя сфабрикованным, озвучивая даже заказчиков – верхушку полиции и судебной системы региона.
Тем временем само «дело Толмачева» неуклонно приближается к этому самому суду. Напомним, 21 декабря 2011 года Александра Толмачева задержали в Ростове-на-Дону. Заявление на него написал новочеркасский предприниматель, заявивший, что его бывший партнер по бизнесу со своей сотрудницей и редактор ростовской газеты «Уполномочен заявить» Александр Толмачев вымогают у него миллион рублей, в противном случае обещая «слить» компромат в газете.
«Не обладая требуемой суммой в размере 1 000 000 рублей, Козлов предложил Толмачеву, Морозовой и Галагану в счет требуемой суммы безвозмездно передать им право собственности на принадлежащий его сыну автомобиль BMW 5201 стоимостью 1 143 260 рублей», – говорится в постановлении о возбуждении уголовного дела.
В региональном отделении Союза журналистов России констатировали: дело Толмачева стало следствием модели поведения, которую он для себя выбрал.
«Я против того, что свободу слова надо истолковывать как вседозволенность, – рассказала в интервью 161.ru председатель Ростовского областного отделения Союза журналистов России Вера Южанская. – Для меня говорящей сценой явилось его поведение на заседании Большого жюри Союза журналистов России летом этого года в Ростове, когда его попросили объяснить, почему в своих статьях он передергивает факты. Что касается ситуации с уголовным делом по обвинению Толмачева в вымогательстве, то с материалами дела я не знакома, но событие это вполне ожидаемое. Журналист всегда должен оставаться вне подозрения, а случай с Толмачевым – уже не первый».
Однако дальнейшие события заставили многих коллег Александра Толмачева задуматься о его правоте насчет фальсификации уголовного дела. Ни Морозова, ни Галаган – «подельники» издателя – так и не были взяты под стражу. А вот Толмачеву срок задержания постоянно продлевают. По ту сторону свободы он перенес операцию, дважды попадал в больницу, однако справки от медиков суд во внимание не принял.
Как сообщает на официальном портале информационно-правового центра сам Александр Толмачев, 7 ноября 2012 года ему объявили об окончании следствия и перехода к ознакомлению с уголовным делом. Однако на этом этапе процесс снова затянулся.
«Бросилось в глаза отсутствие нумерации на описях дела. Следователь объяснила данный пробел в своем делопроизводстве просто: мол, данная процедура необязательна. Да оно и понятно. В любой момент можно в том уголовного дела вложить или убрать документ, а опись заменить. Естественно, что нумерация от этого не изменится. А содержание?.. Пытаюсь провести с ней ликбез. Открываю большую книгу под названием УПК РФ. Показываю оглавление: нумерация, как и положено, сквозная. Если тома уголовного дела были наспех пронумерованы, с цифровыми погрешностями, то с вещдоками и вовсе была полная чехарда. Во-первых, они были не опечатаны. Во-вторых, все изъятые DVD-диски были сложены в один целлофановый пакет. Будут ли они после этого воспроизводиться, не знаю», – так описывает эпизод ознакомления с делом Александр Толмачев.
Целый ряд нарушений при процессе ознакомления с делом Толмачев изложил в заявлении на имя прокурора Ростовской области. А 27 ноября в Ленинском райсуде Ростова-на-Дону планировалось провести судебное заседание по отстранению старшего следователя СЧ ГСУ ГУ МВД РФ по РО Светланы Уразовой от расследования уголовного дела в отношении Александра Толмачева. Однако, как сообщает информационно-правовой центр Александра Толмачева, заседание не состоялось из-за неявки следователя.
Фото: Фото из архива редакции