Дума Шахт одобрила передачу ходатайства о присвоении городу почетного звания в соответствующие органы. Как уточнили в пресс-службе думы, в настоящее время уже подготовлена историческая справка о Шахтах и пакет необходимых документов. Они поступят на рассмотрение в Законодательное собрание Ростовской области и правительство региона, которые и примут решение об обращении с ходатайством к президенту РФ.
В пресс-службе шахтинской думы напомнили, что инициатива в вопросе о «Городе воинской славы» принадлежит горсовету ветеранов войны и труда. Идею поддержали общественные и молодежные объединения города, казачество, национальные диаспоры.
По свидетельствам историков, шахтинцы встретили начало войны тотальной мобилизацией. Тысячи горожан ушли на фронт, оставшиеся создали ополчение. Известна история 59-летней Варвары Мисник – мать шестерых бойцов Красной Армии попросила зачислить ее в отряд ополченцев, заявив, что возраст не помешает драться с фашистами. Просьбу женщины удовлетворили.
Оставшиеся в городе стали к станкам: высокоразвитую промышленность спешно перестроили на военный лад. Ушедших на фронт горняков заменили их жены и сестры, в профессию массово вернулись пенсионеры. Горожане помогали и деньгами: сдавали в Фонд обороны сбережения и драгоценные металлы. На постройку танковой колонны «Ростовский шахтер» в Шахтах собрали 1,2 миллиона рублей. Молодежь города внесла 50 тысяч рублей на постройку эскадрильи «Комсомолец Дона».
24 июля 1942 года Шахты заняли фашисты. За время оккупации – Шахты освободили 12 февраля 1943-го – большую часть города сравняли с землей. После освобождения специальная комиссия установила, что в Шахтах гитлеровцы замучили и расстреляли 13 854 человека. Трудоспособное население угоняли на принудительные работы. Однако даже в таких условиях горожане пытались вести подпольную борьбу и противостоять захватчикам. Так, попытка фашистов восстановить ими же разрушенную угольную промышленность фактически потерпела провал – запустить смогли лишь несколько мелких шахт, которые в общей сложности ежесуточно добывали около 200 тонн угля. До потребителей вообще доходил мизер – добытый уголь «самовоспламенялся», а поезда с ним шли под откос.