С принятия в декабре 2004 года 218-ФЗ «О кредитных историях» этот термин прочно вошел в жизнь россиян. Заемщик, получая кредит, дает свое согласие на запрос своей кредитной истории и передачу информации о кредите. В последние два года в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) заметили тенденцию роста спроса на кредитные истории со стороны заемщиков. Зачем же люди запрашивают кредитные истории?
В НБКИ рассказали, что самый явный повод – отказы в кредите от банков. Дело в том, что банки, сообщая решение заемщику, как правило, не говорят о причинах своего решения. Неудовлетворенному заемщику приходится самостоятельно выяснять причины отказа. И тут он вспоминает про кредитную историю. А в ней ведь собраны данные прошлых кредитов. Смотрит заемщик на свою историю и вспоминает, что были у него нарушения сроков по ранее взятым кредитам. Вывод один – надо умерить свои кредитные аппетиты. Вторая категория особенно нравится в НБКИ – это люди, заранее планирующие получение крупных кредитов, например ипотеки. Заемщики стараются предусмотреть каждую мелочь, которая может влиять на ставку по такому займу. Ведь даже одна десятая процента обойдется заемщику в тысячи рублей ежемесячно. Поэтому люди готовятся заранее, в том числе, контролируя кредитную историю. Во-первых, надо убедиться, что там нет «неожиданных» записей, во-вторых, полезно получить небольшой кредит и добросовестно, то есть по графику, его погасить. Информация об этом будет восприниматься банком как несомненный плюс.
Кстати, «неожиданные» записи в кредитной истории, действительно, случаются. Банки, например, могут ошибиться при передаче данных. Таких случаев немного, но в НБКИ все равно рекомендуют заемщикам контролировать свою кредитную историю регулярно, тем более что сейчас получить доступ к своей кредитной истории можно различными способами, а с декабря 2011 года НБКИ объявило о возможности получения кредитной истории в интернете в режиме oнлайн у коммерческих партнеров бюро в Агентстве кредитной информации Akrin.ru.