Десять тысяч рублей штрафа и запрет работать учителем в течении года. Это наказание назначил суд преподавателю Орловской средней школы №4 Людмиле Облачковой, которая во время урока избила первоклассника. Мальчик провел в школе всего десять дней, а уже утром 14 сентября первая учительница несколько раз ударила ребенка головой о парту.
«Около 9:30 Людмила Облачкова, проводя урок математики, умышленно на почве личных неприязненных отношений несколько раз ударила головой о парту малолетнего ученика первого класса. Ребенку обвиняемая причинила телесные повреждения», – рассказали в прокуратуре Ростовской области.
Жертвами жестокости учителей юные жители Дона становятся практически ежегодно, констатируют в надзорном ведомстве. Так, 9 февраля 2010 года целый ряд травм, включая сотрясение мозга, получил шестиклассник Чертковской средней школы №2. После урока у ребят преподаватель ОБЖ Александр Планида обнаружил, что его ученики закрылись в раздевалке. Учитель потребовал открыть помещение, а когда ученики не отреагировали, он резко открыл дверь, ударив по руке мальчика, державшего ее. После он подошел к ребенку ударил его по затылку, схватил за плечи и вытолкнул из раздевалки. От сильного толчка ученик ударился головой о стену, получил сотрясение мозга и другие травмы.
При этом, утверждают специалисты, в правоохранительные органы и СМИ попадает лишь небольшая толика случаев насилия над школьниками. На самом деле таких инцидентов гораздо больше.
«Конечно, нельзя исключать моментов, когда случаи насилия над ребенком со стороны учителя не выходят за пределы школы. Бывает, что конфликтующие стороны договариваются, или эти факты скрываются должностными лицами. Тем не менее наш отдел ведет работу по выявлению и профилактике случаев применения насилия в школах и за последнее время сокрытий таких фактов не выявлялось», – рассказывает старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Максим Непенин.
Сложность в работе заключается в том, что закон не очень четко поясняет, какие действия отнести к понятию «насилие».
«Каждый случай уникален, и сказать, что учитель, давший ребенку подзатыльник или ударивший его линейкой, – преступник, нельзя, – поясняет Максим Непенин. – Здесь очень важно, в каких обстоятельствах это произошло, на протяжении какого срока длится, произошло это на глазах у класса или нет. Немаловажно и отношение к происходящему самого ученика. Если конфликт между учителем и ребенком заканчивается получением телесных травм для последнего, то здесь, конечно, можно говорить о преступлении. Однако не менее значимыми являются моральные травмы, нанесенные ребенку».
Выявить их у детей не так-то просто. Иногда и сами школьники не спешат делиться с родителями подробностями своей учебной «биографии». Как утверждают психологи, нередко люди, над которыми в школе издевался учитель, до самой старости недолюбливают предмет своего обидчика. Запущенная же психологическая травма выливается для ребенка в целый ряд проблем.
«Ко мне иногда обращаются родители, дети которых страдают невнимательностью или нежеланием учиться. Мы начинаем разбираться, и выясняется, что все это из-за моральной травмы, полученной в школе, – рассказывает руководитель психологического центра «Территория отношений» Юлия Морозова. – Все дело в том, что школа формирует у детей желание учиться примерно до третьего-четвертого класса, и здесь очень важна роль первой учительницы. Если она унижала ребенка, что случается гораздо чаще физического насилия, или, не дай бог, избивала его, то вы догадываетесь, какое отношение к школе сложится у ученика».
Если ваш ребенок все же подвергся насилию в школе, Юлия Морозова советует не тянуть и скорее обращаться к психологам. Однако в первую очередь следует зайти в полицию и написать заявление.
«О таких случаях в первую очередь должны сообщать директор или завуч школы, – рассказывает прокурор Максим Непенин. – Но все же родителям стоит самим обратиться в полицию».