Статус мемориала «Змиевская балка» определили чиновники и общественные деятели в Ростове-на-Дону. Резолюция, принятая в ходе переговоров, – мемориал установлен в память всех погибших мирных граждан во время немецкой оккупации.
Скандал вокруг статуса похороненных на Змиевской балке в Ростове достиг уровня федерации. Разбираться в ситуации с табличками – 27 тысяч мирных граждан или 27 тысяч евреев? – приехала даже комиссия Министерства культуры РФ. Чиновники нашли ряд административных правонарушений в действиях управления культуры, оштрафовали и отбыли в Москву, так и не решив конфликт по сути. Как преодолевать кризис, решали участники круглого стола в пресс-центре ИА «Интерфакс-Юг».
«Естественно, по закону о памятниках мы обязаны были повесить информационную доску. Мы не занимаемся какими-то варварскими вещами, – в неизвестно какой раз объясняет позицию подразделения начальник управления культуры Ростова Людмила Лисицына. – Доска, на которой есть упоминание о евреях, висит внутри комплекса. Эти две доски могут висеть рядом, но любой приехавший человек из другого города подумает, что муниципалитет чего-то не понимает. Поэтому только и была перевешена эта доска. Когда ее утверждали, мемориал никому не принадлежал. После начала капитального ремонта эта доска была снята вообще, но представители всероссийского общества охраны памятников истории и культуры сами повесили доску с упоминанием только о евреях».
Председатель регионального отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин парирует: чиновникам от культуры не хватило знания, так сказать, матчасти. В итоге и получилась искра, пламя из которой пытаются погасить уже даже на федеральном уровне.
«Основная проблема в том, что этим занимаются те люди, которые неглубоко все это знают. Если бы табличка с упоминанием о жертвах холокоста висела рядом, то ни у кого бы и вопросов не возникло, – считает Александр Кожин. – Нельзя было снимать ту доску, которая висела с 2004 года, заменив ее новой, которую повесили по постановлению мэра. Это проблема всех. Говорить только о евреях, когда там были похоронены или перезахоронены те, кто был убит немцами, – неуместно. Там захоронены и военнопленные, и десятки тысяч евреев, и просто кто хоть как-то нарушил режим».
«Назовите мне хотя бы один памятник в стране, который был бы переименован, – обращается к Александру Кожину председатель Совета ветеранов Ростова Борис Старосельский. – Я полностью согласен с выступлениями товарищей, которые говорили, что деление такого печального исторического события нельзя ворошить».
Мемориалы создаются для ныне живущих в память об ушедших, но никак не для политиков и их разборок – эту точку зрения автор мемориала «Памяти жертв фашизма в Змиевской балке» Рубен Мурадьян излагает даже в открытом письме на имя губернатора Ростовской области Василия Голубева.
«Мемориал этот – протест против всякого людоедства, от кого бы оно ни исходило. Поэтому постановка вопроса о количестве убиенных и манипулирование цифрами я, Мурадьян Рубен Иоганесович, считаю неуместным и оскорбительным для памяти погребенных в этой братской могиле», – принципиален скульптор. Хотя для полноты картины констатирует: о расширении национального диапазона мемориала при его реконструкции задумывались. И подробно описывает, что из этого вышло.
«Осуществляя авторский надзор в процессе ремонта мемориала, я не слышал об участии еврейского фонда или частных лиц в нуждах мемориала. Я мог объяснить это недостаточным показом еврейской темы, поэтому мною был сделаны ряд эскизных предложений по раскрытию этой темы, некоторые из них были одобрены на заседаниях комитета под руководством Юрия Домбровского, в частности, очень серьезное предложение о постройке помещений в трехъярусной шестигранной башне диаметром 14 метров, соединенной с существующим траурным залом для показа экспонатов, связанных с ростовской еврейской общиной, ее историей и трагическими событиями 1942 года. Приближается 70-летняя годовщина трагических событий в Змиевской балке, но движений со стороны еврейской общины нет», – констатирует Рубен Мурадьян.
Теперь же, объявляют участники круглого стола, национальный вопрос окончательно снят. На встрече принята резолюция, под которой пообещали подписаться все присутствующие общественные организации. По ней мемориальный комплекс в Змиевской балке установлен в память всех погибших мирных граждан во время фашистской оккупации. Только вот, как отнесутся к резолюции еврейские общественные организации, вопрос открытый. В списке участников круглого стола на тему «Вопросы сохранения мемориального наследия памяти героев Великой Отечественной войны в Ростове-на-Дону» представители еврейских организаций не значатся.