Город Иерей Григорий Гриднев, первый проректор Донской духовной семинарии: «Православное образование должно быть синонимом лучшего образования»

Иерей Григорий Гриднев, первый проректор Донской духовной семинарии: «Православное образование должно быть синонимом лучшего образования»

Новое высшее учебное заведение, которое скептики не воспринимают всерьез, Донская духовная семинария вот уже год, как готовит в Ростове-на-Дону будущих священнослужителей. Более того, семинария ставит перед собой амбициозные задачи: быть лучшим вузом по качеству образования и духовным центром молодежи. О планах Митрополии, о детских православных садах и школах и, конечно, о жизни семинаристов корреспонденту 161.ru рассказал первый проректор Донской духовной семинарии иерей Григорий Гриднев.

Отец Григорий, в Ростове существовало миссионерское духовное училище. Теперь это семинария. В чем разница, поясните нам, светским людям?

– Переход на семинарию обозначает переход на уровень высшего профессионального образования. Это за собой влечет и стандартизацию, и лицензирование, и требования к уровню образования и обеспечению учебного процесса. Та цель, которую поставил митрополит Меркурий, будет достигнута в ближайшее время. Наша первая задача – провести набор именно в новую семинарию. Ту, которая способна быть не только местом, где готовятся кадры будущих священнослужителей, но и, по выражению Владыки, должна стать эпицентром молодежной жизни: и культурной, и духовной, и образовательной. Движемся к тому, чтобы выстроить не только семинарию как вуз, но и выстроить цепь образования – чтоб у нас были православные средние учебные заведения, специальные учебные заведения. У нас сейчас существует православная гимназия, есть и православная начальная школа. Очень активно Владыка занимается созданием православных детских садов. Это цепь непрерывного образования, которая венчается церковным вузом, чтоб оно стало эталоном качества. Православное образование должно быть синонимом лучшего образования – такую цель ставить Владыка перед нами.

Соответствует ли качество преподавания в семинарии, словом, где находите преподавателей?

– Сейчас мы обеспечиваем учебный процесс на 100%, как такового кадрового голода не испытываем. Но чем выше ставим задачи, тем выше должен быть уровень преподавания. У нас хорошие отношения с ЮФУ, с пединститутом. Та часть преподавателей, которая отвечает за блок гуманитарных наук, является достаточно сильной: доктор философии, например, доценты кафедры истфака, представители филологического факультета, ведущие древние языки, а также иностранные и русский языки. Это направление мы будем развивать, чтобы у семинарии как вуза церковного был и сильный гуманитарный блок.

А как преподаватели светские сравнивают студентов с семинаристами?

– У наших семинаристов очень большой запас знаний. Конечно, студент, который учится в светских вузах, он более открыт, более независим в своих оценках. Семинария имеет характер закрытого типа – мы больше похожи на военные училища. Но, с другой стороны, в нашей ситуации это является большим плюсом: наши ребята не получают лишней информации, которая мешает усвоению знаний, у них нет необходимости ходить в ночные клубы, занимать чем-то свой досуг. Наши преподаватели – люди верующие, поэтому, читая лекции семинаристам, они, естественно, пропускают это через православную призму. Люди, которые у нас преподают, заинтересованы в том, чтобы преподавать в семинарии, потому что, во-первых, это большая честь для них, во-вторых, им самим это интересно – они видят глаза ребят, которые действительно тянутся к знаниям. Преподавателей это вдохновляет. В вузах светских, увы, некоторые студенты не понимают, зачем пришли на лекцию.

А у вас в семинарии образование бесплатное или есть коммерческие отделения?

– У нас полностью образование, проживание, обмундирование бесплатное. Все финансирует митрополия. Это тоже сегодня немаловажно, особенно для тех, кто проживает не в Ростове. Сейчас из числа учащихся у нас три четверти – это ребята из области.

А по каким критериям вы отбираете будущих семинаристов? Или, как и все – по результатам ЕГЭ?

– Пока что не по ЕГЭ, но после получения лицензии мы будем принимать так же, как и светские вузы. Вузовский формат будет соблюден, но для нас важен сам человек, поскольку поступление в семинарию – это не просто возможность получения высшего образования, это выбор жизненного пути. И гораздо более ответственный выбор, чем делает человек, поступая, к примеру, в инженерный вуз. Это выбор глубокий, очень серьезный, человек должен быть к этому готов, в том числе и к трудностям, которые сопровождают процесс обучения у нас. Во-первых, человек должен быть верующим, у него должна быть внутренняя мотивация, а не потому, что мама или папа этого захотели. Не должен быть двоечником. Плюс базовый уровень православного образования. Не может быть священник человеком неграмотным, недалеким – сейчас не то время.

Получается, что и церковное образование претерпевает в данное время реформу?

– Да. Церковные вузы будут работать по государственным образовательным стандартам. Это вхождение в образовательное пространство, в том числе и социализация выпускников, чтобы, выходя из семинарии, они могли знать, что получили полноценное образование и могут устроиться везде с дипломом семинарии. Это достаточно перспективная задача. Более того, много говорится сегодня о вхождении в Болонский процесс (Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения для создания единого европейского пространства высшего образования. – Прим. автора). Это касается всех вузов России. А у нас к тому же есть межправославные связи со странами Европы.

А сколько сейчас семинаристов обучаются?

– Сейчас на очном отделении у нас учится порядка 40 человек, есть еще заочный сектор для священнослужителей и людей, которые живут в отдаленных территориях области – всего порядка 60 человек.

Чем конкретно отличается духовное образование, получаемое в семинарии от светского? Есть какие-то рамки?

– Во-первых, в том виде, в котором оно существует сегодня, а это переход от чисто церковного к государственному стандарту, – это теология (богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. – Прим. автора). В его рамках будет проходить четырехлетнее обучение, а пятый год – сугубо практический. Главным моментом здесь является практический навык богослужения. В декабре 2011 года митрополит Меркурий передал в ведение семинарии приходской храм Преподобного Серафима Саровского по улице Портовой. Семинаристы по окончании учебы должны иметь практические навыки: как организовать воскресную школу, служение, социальную помощь и прочие вопросы.

А существует ли у вас система распределения выпускников?

– Дело в том, что у нас мало выпускников – их буквально еще при учебе забирают в приходы. Востребованность в кадрах колоссальная. А ведь скоро в Ростове откроются десятки храмов – уже первые 18 участков в городе осваиваются. Вот и посчитайте: 18 священников, к ним должно быть как минимум 18 псаломщиков, по двое певчих, нужны люди, которые смогут вести работу с молодежью. Потребность велика, и пока мы не можем удовлетворить ее.

Выходит, что в Ростове, городе-миллионнике, мало храмов?

– Очень мало, даже по общероссийским стандартам. По сравнению с другими городами-миллионниками – недопустимо мало. Владыка, когда прибыл на кафедру, сделал на этом акцент. И губернатор его услышал.

А как у вас проходят выпускные экзамены?

– По программе у нас будет примерно то же самое, как и в светских вузах: выпускные экзамены, дипломные работы, которые уже пишутся. Экзамены по основным богословским дисциплинам.

Если мать мечтает, чтобы ее сын стал священником, как, с какого возраста ей нужно готовить ребенка к поступлению в семинарию?

– Первый шаг – начать с себя. Вряд ли вырастет священник в семье, если окружение полуверующее, скажем так. Служение церкви сродни служению офицера. Это высокая степень самоотдачи – должна быть крепкая вера. Закладывается она с молоком матери. В древней русской традиции ведь всегда было так: мать кормит ребенка грудью и читает молитвы. Все это впитывается глубоко и становится базисом: любовь к храму, богослужение, приход в воскресную школу, постижение каких-то азов, потом чаще всего бывает послушание мальчика, юноши в алтаре. Не всем дано служить в церкви священником, это призвание, но желать этого – всегда хорошо. Апостол Павел сказал: «Кто желает епископства – доброго дела желает». Чистая вера, доброе сердце и желание Богу послужить – вот, что нужно. В нашем мире это чудо, но каждое чудо должно иметь рукотворную составляющую. Родителям нужно начать с себя – создать верующую, церковную семью. И в этой семье Господь вырастет то, что необходимо для счастья самому ребенку и его родителям.

Ходит такой слух: если во время обучения в семинарии молодой человек не женится, то покидает он семинарию монахом. И якобы потом ему вообще нельзя жениться. Так ли это, отец Григорий?

– Ну, вот для этого отчасти и создается на базе семинарии регентско-певческое отделение, чтоб могли там не только юноши учиться, но и девушки могли там получать музыкально-певческое образование и духовное воспитание. Такую задачу поставил Владыка. Но на самом деле принуждения нет никакого, никто не заставляет принимать монашеские обеты или жениться. Выходя из семинарии, человек является кандидатом в священство. И принять священство, и стать монахом – это личный выбор человека. Другое дело: человек не может рукоположиться (стать священником), пока он не женат. То есть пока он не определится со своей личной жизнью.

Известно, что при каждом приходе есть люди, которые практически живут в церкви, но не работают. Как трудоустроиться в приход? Или это вообще невозможно?

– При семинарии для мирян, которые хотят работать в церкви, есть богословские курсы. Курсы вечерние. Миряне будут со временем входить в штат прихода. Многие хотят работать в приходе, но для этого им не хватает богословских знаний. Миссия грамотно подготовленных мирян – помогать работать с молодежью.

Сколько сегодня ростовчан посещают эти курсы?

– Курсы двухгодичные. На первом курсе 37 человек и порядка 25-ти человек на втором курсе. Люди очень интересные. Чаще всего среднего возраста, мужчины, как ни странно. Ведь есть такой стереотип, что вера – дело женское. На богословских курсах в основном мужчины. Я у них тоже преподаю и мне очень интересно с ними общаться.

Курсы эти платные?

– Совершенно бесплатные. Без отрыва от основной работы мирян – по воскресным вечерам. Три часа лекции, письменное задание, которое нужно сдать к следующим выходным. Для человека семейного, работающего – это приличная нагрузка и объем.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
ТОП 5
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Цены попадали в идеальный шторм». Как ситуация на авторынке России стала зловещей
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления