Вячеслав Кущев бессменно руководит Ростовским государственным музыкальным театром с 1999 года. Под его руководством созданы оперно-симфонический оркестр, высококлассные оперная и балетная труппы, продолжает работу труппа оперетты, образован детский хор. А Ростовский музыкальный приобретает все более широкую популярность. Основными итогами года и видением будущего худрук театра поделился с журналистами.
– Вячеслав Митрофанович, как в целом оцениваете работу театра в уходящем году?
– Мы вообще довольно много ездили. На сегодня дали свыше 350 спектаклей. Причем это страны большого культурного значения. Шесть раз мы побывали в Великобритании, Германии, огромное количество раз в Испании, Италии, Португалии и даже в Мексику заехали. Но, как вы знаете, приехали, пробыли всего там 45 дней и вернулись. Тем не менее, гастрольная деятельность для любого творческого коллектива очень важна по многим причинам. Актер, артист, особенно артист серьезного академического жанра – оперы, балета, оперетты – нуждается в постоянных поездках. Совсем необязательно, чтобы это был Ковент-Гарден или Метрополитен. Это может быть любой клубный зал ростовской или российской сцены. И в этом году у нас была поездка по Ростовской области. Прошла она при очень большом участии министерства культуры области и лично Александра Резванова.
Вообще гастрольная деятельность требует очень больших денег. В основном эти деньги нужны на две составляющие: на проезд и на гостиницу. Вот это, как ни странно, невозможно окупить билетами в России. Но люди, которые занимаются гастрольным бизнесом за рубежом, это окупают. Вот за рубеж, как ни странно, можно вылететь самолетом, прожить как минимум в четырехзвездочной гостинице в 100-120 человек и все окупить и заработать. В России это сделать невозможно.
– А есть ли какая-нибудь поддержка правительства России?
– В этом и в прошлом году с деятелями театра трижды встречался премьер-министр и дважды – президент России. Очень серьезные законодательные акты получили юридическую силу. А 10 июня 2011 года Владимир Путин подписал «Комплексную программу развития театрального дела России до 2020 года». И мы с разрешения губернатора Ростовской области Василия Голубева под руководством министерства культуры создаем нашу областную программу. Творческую часть этой программы возглавляет доктор искусствоведения Александр Селицкий. И мы очень бы хотели, чтобы эта программа имела законодательный аспект.
– Какие планы у театра на ближайшее будущее?
– Когда мы все с вами будем готовиться к встрече Нового года, то есть 31 декабря, наш оркестр уезжает на гастроли. Они начинают свою гастрольную деятельность в Будапеште, проезжают по многим столицам Европы и заканчивают тур в Финляндии. Всего запланировано 16-17 концертов. А 13 января выезжает балет. Они выезжают в Италию, заезжают в Швейцарию. И всего проведут 45 спектаклей.
– Как провел театр первую половину сезона?
– Мы прожили первую половину сезона, потому что в театре живут не календарным годом, а театральным, который начинается в сентябре и заканчивается в июле. Мы начали с гастролей в Москве, проведя свои выступления на лучшей сцене столицы, а именно в театре имени Станиславского. Мы очень волновались, потому что получить успех в Москве стоит дороже, чем поднять зал в Мадриде, Милане, Риме или Лондоне. Поднять россиян очень сложно. Но Москва несколько раз вставала на наших спектаклях. В том числе на балетных, что для нас очень дорого, потому что мы впервые повезли балет в столицу России.
И мы показали два спектакля, которых нет нигде в мире. Это чеховский спектакль к 150-летию Антона Павловича «Драма на охоте» и «Гамлет», созданный нашим главным балетмейстером Алексеем Фадеечевым. После открытия сезона 2011/2012 годов в Москве мы открыли сезон в нашем театре. Также в этом году мы показали «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Это была очень сложная и тяжелая работа для нас, потому что мы необычно подошли к прочтению Вольфганга Амадея. Но пока слышим только положительные отзывы. Могу сказать, что данной постановкой заинтересовались даже в Японии.
– А чем закончилась ваша «мексиканская история»?
– В СМИ просочилась такая информация, что артисты, приехавшие на гастроли в Мексику, голодали, проживали чуть ли ни на улице. Но это все неправда. Ребята жили до последнего дня в гостинице не ниже четырех звезд, они купались в бассейнах каждый день, загорали и жили «в свое удовольствие». Проблема в том, что они вместо 20 спектаклей дали 17. И еще два благотворительных. Но еще одна проблема была просто в принципиально неуважительном отношении к людям, которые очень честно делают свое очень непростое дело. С людьми так обращаться нельзя, а тем более с артистами. Нашим артистам рукоплескал Ковент-Гарден и Альберт-Холл, а тут мы выступали на неподготовленных площадках в зале, в котором сидело всего 50 человек. Мне звонят и говорят: «Что делать?». Я ответил: «А что делать? Выступайте». После этого они приехали в следующий перегон за 700 км, а там вообще не продано ни одного билета! В итоге я просто забрал своих ребят, так и не проведя всех запланированных спектаклей.
– Что запланировал театр на Новый год?
– У нас есть традиция: каждый год проводить губернаторские елки. Они проводятся для детей из семей, которые испытывают какие-либо проблемы. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из неполноценных семей. То есть особая категория детей, которых мы с особыми чувствами принимаем. И для них первые елки. Также благотворительную елку проводит мэр города, и наш театр обязательно делает свою программу. А вообще вплоть до 9 января наш коллектив работает пятью-шестью спектаклями в день.
– А что насчет Рождественских праздников?
– Здесь у нас не такой большой опыт. Первое рождественское мероприятие мы провели в прошлом году. Это было очень трогательно, потому что возвращается какая-то духовность, нравственность, православие... И этому событию мы посвящаем особое представление, связанное с появлением Создателя, с какими-то нежными, трепетными благородными моментами. Все это закончится колокольным звоном, Рождественским тропарем. Мы очень надеемся, что это будет соответствовать такому очень деликатному, внутренне содержательному духовному событию, как Рождество.
– В театрах есть примета: «Чтоб хорошим было лето, заверши сезон балетом». Балет будет?
– Будет. Только мы не завершим сезон балетом, а создадим его. Впервые создадим полноценный детский балет глухонемых. Мы об этом говорим 14 лет, и у нас много детских мероприятий, спектаклей не камерной сцене и на большой. Но, откровенно говоря, я на многих мероприятиях бываю, и достать билеты невозможно. Мы начинаем продавать их в августе, и за три дня их разбирают. Но если говорить о том, что будет в конце сезона, то заканчивать мы будем не балетом, а опереттой.