Личинки насекомых в финиках, мыши в хлебе – не самые приятные сюрпризы таят в себе продукты, которые ростовчане покупают в магазинах.
При том эксперты в области потребительского рынка замечают: люди все же стали разборчивее, и чтение этикетки становится хорошим тоном. Однако одной покупательской бдительности недостаточно. Чтобы сделать продукты свежими и без «сюрпризов», нужно сократить путь товара к магазинным прилавкам.
Не успела утихнуть история с «хлебной» мышью, как на повестке дня возникла новая напасть: в финиках из все того же «Ашана» специалисты Роспотребнадзора обнаружили мертвые личинки насекомых и следы их жизнедеятельности. Однако подобные нарушения встречаются и в молочной, и в мясной сферах. Качество некоторых продуктов не только в торговых сетях, но и в обычных магазинах розничной торговли оставляет желать лучшего. И дело – не только в невнимательности потребителей. В нынешнее время, признают в Роспотребнадзоре, все больше людей смотрят на сроки годности продукта, предмет красителей, содержание консервантов, чем это было раньше.
Во многом пробелы в продовольственной безопасностью связаны с тем, что продукт, еще не доставленный до торговой точки теряет свою свежесть. Такого мнения придерживается депутат ЗС РО Адам Батажев, который имеет несколько продуктовых предприятий.
Владельцы продовольственных сетей ратуют за качественный товар, но, признает эксперт, «сети являются лишь посредниками: получают лицензированные продукты, надеются, что они качественные, но разобраться, насколько продукт качественный, не под силу даже многим специалистам».
«В Ростовскую область за тысячи километров ввозят продукцию, которую вполне возможно выращивать в нашем регионе, – солидарен советник президента торгово-промышленной палаты Ростовской области Юрий Корнюш. – К примеру, липецкое мороженое и кубанское молоко. Одна из главных причин – это переработка. В нашем регионе отсутствуют специализированные заводы по переработке сахара, серьезная макаронная фабрика и тому подобное. Другие регионы разве что закупают у нас зерно и делают собственную продукцию».
По сути так оно и есть: все больше товаров, пользующихся спросом, привозят из соседних Кубани и Ставрополья. А наша, донская продукция, практически не поступает в эти регионы. Дело в том, что там более развита эта самая переработка, и фермерские хозяйства в этих регионах получают более активную поддержку со стороны администрации.
«Работа проекта «Народный контроль», созданного по инициативе партии «Единая Россия», за год собрала очень много интересных моментов. Народные контролеры мониторили цены и качество федеральных, местных и импортных производителей. И в итоге можно отметить, что донских производителей на прилавках магазинов области очень небольшое количество. В основном преобладают представители федеральных компаний. Войти в сети торговых поставщиков местным производителям сложно. Все потому, что донскую продукцию попросту «не ждут», – говорит заместитель начальника отдела гигиены питания Роспотребнадзора области Маргарита Родионова.
С «не ждут» могут поспорить владельцы торговых сетей. Как говорит генеральный директор ООО «Руслан», депутат ЗС РО Адам Батажев, донскую продукцию в местных сетях готовы принимать. Однако бизнесменам требуется не только патриотизм.
«Я с уважением отношусь к работе Роспотрбенадзора – это ведомство действительно борется за продовольственную безопасность. Что касается инициативы донских властей по продвижению донских продуктов на прилавки гипермаркетов, то скажу: наших, донских, товаров, на полках тоже много. Хозяева сетей не возражают, но необходимо соблюсти некоторые гарантии, говорят они: «Нам нужно постоянство и большие объемы». Никто не возражает против «родных» продуктов на прилавках», – говорит Адам Батажев.
«Бренд «Сделано на Дону» постепенно становится популярным среди донского населения. Все чаще люди начинают смотреть на производителя товара, – подтверждает эту точку зрения руководитель закупок компании «Мега-Дон» Людмила Чурина. – Товар, произведенный в нашем регионе, становится конкурентоспособным. Среднестатистический покупатель понимает, что продукция, поставляемая в магазины, проделала небольшой путь, а значит, более свежая».