Основная масса градоначальников крупнейших городов Ростовской области получили три балла по пятибалльной шкале за степень политического влияния. Второе исследование индекса политического влияния глав крупнейших городов России опубликовал Фонд «Петербургская политика» и Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг».
Первый индекс был опубликован 21 декабря 2010 года. Во втором выпуске количество анализируемых городов увеличено с 100 до 200, благодаря чему внимание исследователей привлекли мэры сразу восьми городов Ростовской области.
Как показал анализ, наиболее сильное политическое влияние – у мэров Таганрога Николая Федянина и Батайска Валерия Путилина. При этом позиции последнего могут ослабить открытый конфликт с КПРФ и вовлеченность в коррупционные скандалы, считают эксперты.
Худший показатель среди других донских мэров – у главы администрации Новочеркасска Анатолия Кондратенко. Его индекс оценили в два балла. В списке слабых сторон – принадлежность к КПРФ, обвинения в низкой самостоятельности, конфликты с контролируемой ЕР гордумой, сложные отношения с областными властями и конфликт с местным казачеством. В пользу градоначальника говорят при этом поддержка бизнес-среды и относительно недавнее избрание, считают аналитики.
Остальные градоначальники попали в перечень «троечников». Примечательно, что по сравнению с прошлым рейтингом один балл потерял мэр Ростова Михаил Чернышев. Его позиции ослабляют возбуждение уголовного дела в отношении дочери по обвинению в мошенничестве, смена губернатора и длительный срок пребывания у власти.
Тройку поставили и мэру Шахт Денису Станиславову – в прошлом рейтинге он также получил четыре балла, но «условные» из-за недавнего избрания. Которое, наряду с сильными позициями в бизнесе и содействием областных властей, эксперты относят к плюсам. Плохую службу господину Станиславову могут сослужить «условная легитимность (слабый отрыв от конкурента на выборах), высокий протестный потенциал в городе и возможность идентификации с командой бывшего губернатора».
Впервые попали в рейтинг, и сразу с «тройками», мэры Волгодонска, Новошахтинска, Каменска-Шахтинского и Азова. В пользу главы города атомщиков Виктора Фирсова говорят высокие результаты на выборах, но против него – неоднозначные отношения с областной властью, внутриэлитные конфликты, а также уголовные дела по подозрению в нецелевом использовании средств, собранных жителями для помощи Цхинвали.
Несладко живется и мэру Азова Сергею Бездольному. На его политическом влиянии не лучшим образом сказываются уголовное преследование помощника Алексея Лещина, попытки «Справедливой России» инициировать отставку мэра, публикации местной прессы о коррупции в администрации и судебное признание фактов фальсификаций на выборах мэра.
Слабая сторона еще двух «троечников» – главы Новошахтинска Игоря Сорокина и мэра Каменска-Шахтинского Александра Харина – минимальный отрыв от конкурентов на последних выборах.
Ростовские эксперты к питерскому рейтингу отнеслись весьма скептически. Любой рейтинг, любой экспертный опрос в той или иной степени субъективен, говорит донской политтехнолог Сергей Смирнов. Начиная от подбора экспертов, их количества, и заканчивая уровнем осведомленности этих самых экспертов.
«Второй индекс политического влияния глав крупнейших городов России» не исключение, – считает господин Смирнов. – С одной стороны, авторы прописали ключевые критерии оценки политического влияния глав городов, с другой, судя по всему, никого из глав по каждому из этих критериев не оценивали. И уж тем более не учитывали сравнительную важность каждой из таких оценок для итогового результата. Вызывает сомнение и осведомленность экспертов о реальной влиятельности всех 200 участников рейтинга. Это, скорее, квазианализ медийной картинки о влиятельности глав этих городов – а СМИ по большей степени пишут о проблемах, нежели об успехах».
Сергей Смирнов привел конкретные примеры неправильных, с его точки зрения, оценок, пройдясь по персоналиям. Защитил он в том числе и мэра Ростова Михаила Чернышева, «повысив» ростовскому градоначальнику рейтинг с твердой «тройки» до «четверки с плюсом».
«Михаилу Чернышеву, Николаю Федянину и Валерию Путилину я бы поставил «четверку с плюсом», Денису Станиславову и Сергею Бездольному – просто «четверку», Виктору Фирсову, Александру Харину и Игорю Сорокину – «четыре с минусом», – поделился с корреспондентом 161.ru своим мнением Сергей Смирнов. – Пожалуй, единственная оценка, с которой бы я согласился – это «двойка» у мэра Новочеркасска Анатолия Кондратенко, хотя мне, кстати, непонятно, какую поддержку со стороны бизнес-среды имели в виду эксперты».
А вот коллега Сергея Смирнова, политтехнолог Алексей Синельников, считает, что как раз Анатолию Кондратенко рейтинг сильно занизили. Но при этом эксперт вообще ставит под вопрос правомерность существования такого рейтинга в нынешних политических условиях.
«Вы верите этим рейтингам? Что за глупость? Что они (питерские аналитики. – Прим. авт.) подразумевают под «политическим влиянием»? У Анатолия Кондратенко сейчас, даже по опросам администрации области, поддержка населения более 50%, а ему ставят «двойку». И вообще критерии оценки какие-то шизофренические. Почему то, что человек в КПРФ, является его слабой стороной? Непонятно, почему «минусом» идет конфликт с областной администрацией, который, как я знаю, как раз возник из-за того, что Кондратенко пытается навести в городе порядок», – недоумевает Алексей Синельников. По его мнению, в нынешней России говорить о политическом влиянии кого бы то ни было не имеет смысла, ибо влияния такого нет на самом деле ни у кого.
«Вот скажите, кто сейчас из политиков донских может повлиять на мнение жителей области? Например, в Лондоне мэр вышел, обратился к народу, и ситуация с беспорядками хоть как-то урегулировалась. А что будет, если, например, мэр Ростова обратиться к горожанам, например, с просьбой выйти на улицы и убрать мусор? Многие пойдут? Мы же с вами знаем ответ, что только те единицы, которых заставят на производстве, но это уже не политическое влияние, а административный ресурс. И, будем честными, таким же, то есть никаким, «влиянием» обладают все наши мэры. У нас в стране из-за системы, которая внедрялась на протяжении последнего десятилетия, сложилась парадоксальная ситуация. Еще как-то собрать голоса на выборах и добиться прав и полномочий, гарантируемых законодательством, современные политики могут, а вот влияния на чтобы то ни было – нет».
Впрочем, и сама жизнь подтверждает: результаты рейтинга вряд ли можно расценивать как «прогнозный план» грядущих отставок. Так, экс-мэр Шахт Сергей Понамаренко, присутствовавший в декабрьском индексе, получил четыре балла по степени политического влияния. А далее последовала отставка и серия скандалов, связанных с именем бывшего градоначальника.
Фото: Фото Ipras.ru