Работа таких центров, как воздух: когда он есть, его не замечаешь. Пока сотни семейных пар и одиноких женщин, обреченных на бездетную старость, имели надежду изменить судьбу, о ростовском Центре репродукции человека и ЭКО знали лишь те, кому это было действительно необходимо. Но как только в здании Центра начались перебои в жизнеобеспечении, дурные вести, как ток, побежали по интернет-форумам бывших и будущих пациентов: что случилось? будут ли продолжаться операции? и куда делась доктор Сагамонова? «Никуда я не делась, – невозмутима и, как всегда, уверенная в победе, отвечает Карина Юрьевна, которую корреспондент 161.ru застал на ее привычном рабочем месте в Центре. – Да, я ушла из НИИАПа, но не из медицины. Центр продолжает свою работу». И добавляет многозначительно: «И даже расширился!»
– Но Центр работает в том же здании на территории НИИАПа?
– Да. Несмотря на все попытки нового руководства блокировать работу Центра, мы продолжаем принимать пациентов, оперировать. Нам отключали электричество, в прямом смысле перекрывали кислород, из-за чего пришлось перейти на автономное существование. Но мы не сдаемся.
– За что же вас судят?
– Новое руководство института (НИИАП. – Прим. автора), на территории которого в настоящее время продолжает располагаться Центр, пытается разорвать договор аренды помещения, заключенный до 2015 года. Пока безрезультатно.
– Телефон вашего Центра многие не просто знают наизусть, но и передают его своим знакомым. На том конце провода отвечают, что – да, это Центр репродукции человека и ЭКО, но на вопрос, работает ли доктор Сагамонова, говорят «нет». Откуда путаница?
– Все гениальное – просто (Улыбается.). Мы ведь только арендаторы помещения, новому руководству НИИАПа не составило труда перевести наши номера телефонов туда, где теперь образована новая структура института, занимающаяся ЭКО. Доктор Сагамонова действительно там не работает.
– Ловко!
– Очень. По этому телефону люди звонили нам на протяжении 15 лет, многие действительно знают его наизусть и давали его своим знакомым вместе с рекомендациями. У нас теперь новые номера – (863) 227-51-10, 227-51-09 или мобильный 8-906-42-10-888. Ростовский «Центр репродукции человека и ЭКО» – это уже бренд, понимаете? Доктор Орлов основал его в те времена, когда даже не все врачи в стране знали, как расшифровывается аббревиатура ЭКО. В его основу были положены все самые передовые разработки института, упорный труд и знания многих и многих специалистов. Такое не создашь за полгода и не купишь ни за какие деньги. Поэтому можно попробовать придти и отобрать силой или хитростью.
– Можно же перекупить специалистов.
– С приходом нового руководства из НИИАПа уволился ряд не просто опытных, а выдающихся врачей, которые всегда были очень востребованы. Они много лет работали одновременно и в НИИАПе, и в Центре. С институтом их связывали не только деловые отношения, они жили этой работой и ценили ту атмосферу, которая там была создана Владимиром Ивановичем (Орловым). Я ведь и сама 22 года проработала в НИИАПе, параллельно развивая направление ЭКО. Владимир Иванович был инициатором создания Центра в 1996 году. Наша задача была – развивать науку, добиваться повышения эффективности работы. Скажи мне кто-нибудь тогда, что придет время и НИИАП станет уничтожать свое лучшее детище – я бы ни за что не поверила.
– Насколько я знаю, ваши заслуги в области репродукции человека и развития ЭКО оценило новое руководство области?
– Да, мне удалось встретиться с Василием Юрьевичем (Голубевым. – Прим. автора) и поговорить по поводу новых площадей. Видите ли, медицинский центр – это не офис, куда можно перевезти столы и компьютеры. Здесь – сложное и дорогостоящее медицинское оборудование, нам необходима медицинская инфраструктура для его инсталляции и размещения стационара. Когда стало понятно, что в Ростове наконец-то будет открыт свой перинатальный центр, мы обратились к новому губернатору, и он пошел нам навстречу. Нам предоставили площади в Перинатальном центре (Северный жилой массив, ул. Бодрая, 90, рядом с БСМП №2) в два раза большие, чем мы имеем в НИИАПе со сроком аренды на 20 лет.
– Так значит, Центр репродукции человека и ЭКО теперь будет располагаться в перинатальном центре?
– На сегодняшний день все попытки НИИАПа выгнать нас с его территории закончились неудачей – мы выиграли шесть судов и до окончания договора аренды – то есть до 2015 года – здесь будет располагаться поликлиника Центра для приема пациентов и отделение для сохранения беременности после ЭКО. А вот операционные, стационар, лаборатория ЭКО будут находиться в Перинатальном центре.
– Нам известно о достаточно высоком проценте успешных имплантаций в вашем Центре. Банальный вопрос, как вам этого удалось добиться?
– Наука не стоит на месте, технология ЭКО развивается, и для нас очень важно быть в курсе всех инноваций. Все врачи Центра проходят обязательную стажировку за границей, привозя в Ростов новые знания и навыки. Я намеренно отменила практику, когда врач, вернувшись со стажировки, пишет доклад о том, что он нового увидел и узнал. Говорю так: «Не надо изводить бумагу, пойдем – все покажешь». Центр оплачивает обучение врачей как самостоятельно, так и с помощью спонсоров. Одна из последних стажировок нашего специалиста обошлась в полмиллиона рублей. Но это те деньги, которые необходимо вкладывать. Иначе – никак.
– Ключевым словом в названии вашего центра все же остается ЭКО, хотя понятие «репродукция человека» подразумевает гораздо больше, чем экстракорпоральное оплодотворение.
– На самом деле, мы не только с технологией ЭКО были первыми в Ростове. Мы первыми начали создавать донорский банк – спермы и яйцеклеток. И успешно используем его в своей работе. Наше новое направление – это замораживание биоматериалов тех людей, у которых есть угроза остаться без потомства. Мужчины и женщины, у которых, например, была выявлена онкопатология. Многие хотели бы до проведения химиотерапии или операции по удалению органов репродуктивной системы, сохранить свою сперму или яйцеклетки, чтобы в будущем использовать их для ЭКО или, например, родить ребенка с помощью суррогатного материнства. И базу суррогатных матерей мы создали. С полным юридическим сопровождением, которое обеспечивает безопасность обеих сторон. У нас работает три юриста, и я лично занималась разработкой этого договора. Очень важно, чтобы будущие родители не стали жертвой шантажа со стороны суррогатной матери, и чтобы она сама не была обманута. Помимо этого традиционно Центр продолжает расширять спектр медицинских услуг, направленных на оперативное (лапароскопия, гистероскопия, гистерорезектоскопия и другие) лечение различных видов гинекологических и андрологических заболеваний.
– Карина Юрьевна, как представлю, сколько детей за эти годы появились «с вашей легкой руки»!..
– (Смеется.) Знаете, у меня была мысль пригласить всех на 15-летие нашего Центра, правда, не представляю, как реализовать эту идею. О том, что Центр значит для людей, мы поняли, когда с нами стали приключаться все эти неприятности. Нам звонили пациенты, у которых уже воспитываются наши дети, предлагали помощь в решении возникших проблем. Поверьте, это было очень трогательно! И я очень благодарна всем – и пациентам, и коллегам многих лечебных учреждений города и области, тем, кто нас поддержал тогда и поддерживает сейчас.
– О чем вы мечтаете?
– Нас часто благодарят люди. Встречаются необыкновенные личности! Однажды пациентка подошла к регистратуре и со словами «Пусть здесь это будет» поставила небольшую иконку. И ушла. Иконка до сих пор стоит, охраняет нас и наших пациентов. Мечта моя вполне объяснима: чтобы каждая женщина, выходящая из Центра, на руках держала ребенка.
Телефоны: 227-51-10, 227-51-09.