На смену волшебным американским пылесосам по 100 тысяч рублей в Ростов пришли волшебные американские фильтры для воды по 69 900. Товар класса «люкс» продавцы предлагают в основном доверчивым ростовским пенсионерам.
Все начинается, как правило, с безобидного утреннего звонка на домашний телефон. «Меня сразу спросили, когда я буду дома, чтобы ко мне могли придти специалисты оценить качество воды», – рассказал корреспондентам 161.ru один из таких пенсионеров Иван Иванович Проскурин. В редакцию сайта он пришел уже в сопровождении дочери и юриста, а тогда, в телефонном разговоре, ничтоже сумняшеся, доложил звонившим о том, когда будет дома, а когда – нет. «Прихожу с рынка, а парень уже под квартирой стоит, – вспоминает мужчина. – Молодой, симпатичный. Мы быстро разговорились».
Сотрудник компании «Ростест», как было написано на бейдже у парня, взял пробы воды из крана, потом – уже отфильтрованную обычным домашним фильтром. Иван Иванович предложил также измерить ту, в которой постоянно держит серебряную ложку. Результаты старика не порадовали. Один образец воды от воздействия прибора стал едва ли не зеленым, другой – цвета ржавчины, и даже авторитет целебной серебряной ложечки был серьезно подмочен. «Он мне какие-то цифры называл, там, миллиграммы на моль и прочее, – вспоминает Иван Иванович. – Получилось где-то 400 их в моей воде. А потом он достал свою бутылочку и отпил из нее».
Отчего вдруг эксперта так жажда замучила, станет понятно позже, но тогда пенсионер оживился и предложил измерить ту воду, что принес молодой человек. Результаты его поразили: всего 9 каких-то молей на какой-то миллиграмм чего-то. Не то, что его 400... Таиться юноша не стал и сразу признался: есть такие фильтры, такие технологии...
Через полчаса, привезенный на чужой машине в незнакомый офис («Я еще у него спросил, а назад отвезешь? Он говорит, а как же!»), Иван Иванович, сидя в уютном кресле перед экраном телевизора, подписывал какие-то бумаги, как ему казалось, на покупку в рассрочку сроком на два года фирменного американского фильтра для воды марки Sintra ценою в 69 900 рублей. Подписывал, почти не глядя, потому как инвалид второй группы по зрению, о чем и справку предоставил по требованию представителей банка. Потом выяснилось, что своей росписью Иван Иванович, 69-летний пенсионер-инвалид, попросил крупнейший частный банк страны расплатиться за него с продавцами фильтра и согласился в течениие 18 месяцев погасить этот долг с учетом 39% годовых.
«Я прихожу домой, он мне говорит, что купил фильтр для воды, – чуть не плачет дочь пенсионера Анжелика Борисова. – Говорит: «Дорогой». Спрашиваю: «Десять?» «Нет», – говорит. «Пятнадцать?» Качает головой: «Дороже». Ну, я и поняла. Но нам такой кредит не потянуть!»
Отказаться от фильтра по Закону о защите прав потребителей невозможно – в договоре предусмотрена такая неустойка, что проще уж чистую воду пить, тем более, что в качестве американских фильтров никто не сомневается. И не платить нельзя: на следующий день после положенного срока уже начинает «капать» штраф по … 35% от суммы долга в день!
«Условия договора – просто кабальные, – возмущается опытный юрист и эксперт сайта 161.ru Наталья Филякина. – Да и составлен странно. Он заключается от имени сразу нескольких сторон, так что даже не понятно, к кому иск предъявлять. Это явное нарушение».
По присутствию юриста уже понятно, что забирать назад свой «люксовый» фильтр и возвращать деньги семье Ивана Ивановича продавцы отказались. Директор по кадрам компании «Ростест» Михаил Хорин, который согласился поговорить с журналистами, по вопросу возврата всех отсылает к тексту договора, а вот по поводу целевой группы для продажи «люксового» товара высказался довольно неожиданно.
«Почему так много пенсионеров среди наших клиентов? Потому что они днем сидят дома, к ним дозваниваются наши операторы, что провести пробы воды, – заявил он. – Да, продавцы приходят, чтобы измерить степень загрязнения воды, но уже имеют перед собой образцы очищенной воды и предлагают фильтры покупателям».
Оказалось, что жалобщики-покупатели для компании – дело привычное. «Вот у меня сегодня в офисе было: пришла женщина со старушкой. Бабушка – с одной почкой, купила у нас фильтр. Дочка в истерике: «Зачем ты это сделала, лучше бы мне на машину эти деньги дала!» Бабушка чуть не плачет, ей воду чистую хочется пить, чтобы еще хоть пожить немного, а дочке – машина нужна. Вот отсюда и все конфликты», – убежден Михаил Хорин.
Он отрицает всякую связь компании «Ростест» со скандалами в Хабаровске и Владивостоке, где продавцов фильтров этой же марки сейчас таскают по судам. Говорит, что кто-то просто украл у них «ящик», фильтры использовали не те, отсюда и проблемы с качеством. При этом Михаил Хорин подтвердил, что «Ростест» всего три месяце работает на рынке, и пока Ростов – единственный город России, где это чудо техники продается.
Видимо, Ростов – еще и единственный город в стране, где рядовые пенсионеры могут позволить себе фильтры для воды за 69 900 рублей. Ну, и разве еще госслужащие.
Дело в том, что на днях сотрудники одного уважаемого госучреждения позвонили в редакцию и рассказали, как их учили оказывать первую медицинскую помощь.
«Вначале в адрес руководителя была направлена бумага, якобы из Минздрава области, в которой всех сотрудников обязали эту лекцию прослушать, – рассказала 161.ru на условиях анонимности один из сотрудников госучреждения. – Мы пришли и узнали, на какие точки под носом надо давить, чтобы человека в сознание привести. А потом выяснилось, что все болезни у нас – от позвоночника. Что все нормальные люди, включая президента и премьера страны, лечат его в клиниках таких-то. А в клиниках тех используют прибор под названием Э...он. И что нам, дескать, не повезло, потому что в наличии у лектора осталось всего пять штук, а коллектив большой, может на всех не хватить. Я, честно говоря, даже расстроилась сначала».
Осознав, что попал в щекотливую ситуацию, руководитель учреждения сегодня уже отвез то самое «рекомендательное письмо» в компетентные органы. Представитель Министерства здравоохранения Ростовской области Людмила Бондарь в телефонной беседе с корреспондентом 161.ru заверила, что ведомство не имеет никакого отношения к подобного рода письмам.
Никто и не спорит. Ведь проблема лежит гораздо глубже маркетинговых технологий и вопросов ЖКХ. Когда медицина бессильна, продавцы могут позволить себе очень много.