

За круглым столом в Таганроге президент России Дмитрий Медведев собрал руководителей сельхозпредприятий регионов, пострадавших от засухи, и тех, чьи регионы готовы помочь зерном. «Погорельцы» и «доноры», как назвал их Дмитрий Медведев, сообща решали судьбу зернового рынка России.
Самолет президента приземлился в аэропорту Таганрога. Сразу по прилету он отправился в детский лагерь «Красный десант». Дело в том, что 6 августа в этот лагерь привезли детей из Воронежского села Хреново. Когда горел лес в селе и впрямь стало настолько хреново, что 87 ребятишек специнтерната пришлось срочно эвакуировать. В самом селе сгорели не менее 20 домов. После того, как президент пообщался с ребятами, маленькие погорельцы вручили ему галстук бело-сине-красного цвета. Теперь президент еще и почетный «краснодесантник». «Давно я себя пионером не чувствовал, – сказал Дмитрий Анатольевич, и, глядя уже на начальницу лагеря, вздохнул. – Остаться бы тут у вас на недельку». На что тут же получил ответ: мол, оставайтесь, мест на весь пул найдется. Но президента уже ждал «Лексус», за руль которого он сел лично и поехал на ближайшее поле, посмотреть как на Дону собирают урожай кукурузы.
Затем – встреча с лидером «региона-донора», губернатором Ростовской области Василием Голубевым.
«Мы оцениваем потери от высоких температур около 4,6% (от общей посевной), это примерно 100 тысяч гектаров. Но нам удалось в этом году выйти на урожай выше уровня прошлого года примерно на 120 тысяч тонн, – сказал Василий Голубев. – Сегодня убраны 6,6 миллиона тонн зерновых, и мы надеемся, что после уборки кукурузы и подсолнечника урожай составит около семи миллионов тонн». Донской губернатор заверил президента, что область готова помочь «погорельцам».
«У нас будет возможность их поддержать», – заверил Голубев. А президент тем временем вспомнил и о детишках из Воронежского села: «Я хотел бы вас поблагодарить и других губернаторов, которые у себя приютили детей из пострадавших территорий. Хорошо, что вы их позвали. У них есть возможность на свежем воздухе набраться сил перед началом учебного года».

Далее под предводительством президента началось совещание на тему «О мерах по стабилизации положения на внутреннем зерновом рынке». По одну сторону стола – руководители СПК Дона, Кубани и Ставрополья. Это «доноры». По другую – Воронеж, Белгород – центральная полоса России, – это «погорельцы».
Обращаясь к южанам, Дмитрий Медведев сказал: «На фоне других регионов ситуация у вас гораздо лучше, чем в других местах. Вы знаете, что совсем недавно, 5 августа, правительством было принято решение о запрете экспорта зерна, эмбарго вступает в силу 15 августа. В целом по стране «сгорели» 25% посевов зерновых. К сожалению, многие хозяйства из-за гибели урожая находятся в предбанкротном состоянии. Правительство в целом это понимает, знает, и, надеюсь, контролирует. Уже приняты финансовые решения об оказании помощи сельхозпроизводителям, которые оказались в критической ситуации. Общий объем финансовой поддержки – около 35 млрд рублей. В дополнение к этой сумме из регионов, конечно, будет оказана помощь пострадавшим хозяйствам. В такой ситуации кооперация между регионами «исключительно необходима».
Слово дали руководителям сельхозпредприятий. Интервенционный фонд, проще говоря, закрома Родины, одни просили не трогать до полного подсчета урожая. Другие настаивали: рынок все расставит по местам. Главная задача правительства – не допустить рост цен на зерно, комбикорма. Иначе подорожает хлеб, молоко, мясо. Насчет хлеба президента тут же успокоили: «Мы гарантируем – роста цен на продовольствие не будет». Медведев парировал: «Кто-то распускает упорные слухи о подорожании хлеба». Он обозначил ряд вопросов: когда открывать экспорт; как усовершенствовать логистику; пролонгировать кредиты СПК; что делать со страхованием и мелиорацией. Всем было дано время высказать свою точку зрения: и «погорельцам», и «донорам». Подытожила диалог министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник. Она сказала, что «погорельцам» выделена помощь – 25 миллиардов рублей, 18 из которых уже перечислено. На эти деньги они могут купить корм для скота. Государство компенсирует расходы за высохший урожай. А по просьбе самого президента банки пролонгируют погашение кредитов выданных СПК. Решится скоро и вопрос со страхованием сельского хозяйства – законопроект уже проходит согласование.