Целый город в городе обнаружили донские милиционеры в районе Верхнего Темерника, где расположен рынок «Восточный». Прошлой ночью им пришлось разбудить хозяев и нелегальных квартирантов восьми частных домов и дач, оборудованных спальными местами. В некоторых домах лежаки находились прямо во дворе. «Гостиницы» стали приютом для нелегальных мигрантов, которых со дня на день выпроводят за пределы Российской Федерации.
Пожалуй, вряд ли кому-то из ростовчан известна эта узкая улочка аккурат за рынком «Восточный». Ее название – Вторая Масштабная. Именно на Второй Масштабной проходила первая столь масштабная спецоперация донских силовиков. Ровно в два часа ночи, освещенная фонариками в руках омоновцев, представительная делегация людей в погонах нагрянула «в гости» к хозяевам частных домов.
«Областной уголовный розыск. Документы приготовьте, пожалуйста», – обращается оперативник к спящим на лежаках то ли узбекам, то ли таджикам. Почти как в армии: побудка и подъем одновременно во всем «гостиничном комплексе».
«Откуда родом? Узбекистан? Будите товарища по койке. Готовим документы и выходим во двор!» – раздается все тот же голос оперативника. Сонные гастарбайтеры, на ходу надевая штаны и футболки, практически стоят в строю. В руках – паспорта разных мастей. Идет тотальная проверка. На вопрос: «Где миграционная карта?» многие тут же «включают» ничего не понимающего по-русски. В одном из помещений целая восточная семья с несовершеннолетними детьми.
«Вся семья здесь, да. Один месяц уже. Не, не работаю я, болею, да», – на ломаном русском отвечает на вопросы милиционеров узбек. Он говорит, что по профессии штукатур-маляр. А на вопрос, за какие деньги он здесь проживает, если нигде не работает, разводит руками: мол, ничего не понимаю. И демонстративно начинает кашлять. Естественно, документов о регистрации на территории Ростова и области никаких нет. Сам «гостиничный комплекс» представляет собой нечто среднее между сараем и бараком. Трех-четырехместные лежаки на одну маленькую комнатку. Рядом, на обшарпанной табуретке какие-то кастрюльки, плошки, кружки. Вот боец ОМОНа «Сармат» находит в углу черный полиэтиленовый пакет. В нем что-то черное, землистое. Потерев массу в руках, боец поясняет: «Это куриный помет с примесью конопли. Катают шарики из него и за губу закладывают. Вот такой восточный кайф». Во дворах стоят и контейнеры – склады с товаром, который нелегалы продают на рынке «Восточный». В одном из таких складов одежда и аксессуары «фирмы Адидас». В дело вступают сотрудники БЭП.
«Визуально товар этот выглядит как контрафактный. Здесь более 50 единиц и наименований. Сейчас конфискуем и отдадим на экспертизу. Если товар будет признан контрафактным – уничтожим. Если оригинальным – возвратим хозяину», – перебирает «адидасовские» вещи сотрудник милиции по борьбе с экономическими преступлениями. Пока суд да дело начинает светать. В сопровождении все тех же бойцов ОМОНа и других милиционеров человек 200 гастарбайтеров идут на сам рынок «Восточный». Показывают «точки», открывают контейнеры с товаром. Здесь милиционеры находят еще 350 только что проснувшихся «коммерсантов».
«А вот и китайцы», – говорит один из сотрудников уголовного розыска, расслышав китайскую речь. К слову, в одной из кухонь частного «гостиничного» двора оперативники нашли меню с китайскими иероглифами. Впрочем, на Верхнем Темернике китайцами уже никого не удивишь, равно как и вьетнамцами, афганцами, сирийцами. Уже через несколько часов исполняющий обязанности начальника управления уголовного розыска областного ГУВД Виталий Сарана собирает брифинг по предварительным итогам операции: «В нелегальных гостиницах мы обнаружили и задержали порядка 200 «квартирантов», также проверили 350 торговцев прямо на рынке «Восточный». Дело в том, что в этом районе сложилась негативная криминогенная обстановка, поэтому было принято решение провести спецоперацию. Уже сегодня составлено 83 административных материала на выдворение нелегальных мигрантов с территории России. Сотрудниками по линии БЭП выявлено семь фактов контрабандной продукции и три факта контрафактной продукции». Полковник милиции добавил: основная масса нелегалов – это китайцы, узбеки, азербайджанцы и таджики. Сотрудники Управления федеральной миграционной службы готовят документы для депортации гастарбайтеров на их родину. Не остались без «внимания» хозяева «гостиниц» и предприниматели, нещадно использовавшие иностранную рабочую силу. Уже составлены протоколы, ведется расследование. Милиционеры между тем обещают, что такие операции на Верхнем Темернике станут будничными. По оперативной информации, в этом районе возможны незаконные сделки, связанные с оборотом оружия.
Фото: Видео предоставлено пресс-службой ГУВД по РО