Громкая история с весенней голодовкой авиадиспетчеров сегодня получила продолжение в суде Первомайского района Ростова. Там начато рассмотрение по существу их иска к руководству диспетчерского центра «Аэронавигация Юга» и собственно ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ». От решения суда зависит будущая безопасность перелетов над территорией всего ЮФО, хотя диспетчеры настаивают, что их протестная акция безопасна для пассажиров и они намерены до конца исчерпать все юридические способы борьбы за свои права.
С 10 утра руководитель регионального профсоюза авиадиспетчеров Юга России Юрий Батагов и его товарищи по цеху ‒ в зале суда. Он еще раз напомнил корреспонденту 161.ru суть искового заявления: «Представители ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ» подписали новый коллективный договор с нашим филиалом «Аэронавигация Юга». Однако для подписания нового договора в Ростов-на-Дону были приглашены лидеры некоторых небольших организаций авиадиспетчеров Юга России, не выражающих интересы коллектива в целом. Против этих 11 человек мы тоже предъявили исковое заявление». Напомним, авиадиспетчеры не согласны с тем, что в новом коллективном договоре, предложенном им для подписания, есть положение о том, что руководитель может исправлять любой из пунктов документа. Диспетчеров также не устраивает коллективный договор, согласно которому с апреля прошлого года не индексируется зарплата.
24 марта текущего года, как только авиадиспетчерам ростовского центра предъявили новый коллективный договор, пара десятков сотрудников осталась на рабочих местах после ночной смены в знак протеста против подписания этого договора. Причем как своему руководству, так и прессе они сразу заявили, что протест не направлен на приостановку воздушного движения на Юге России, его цель – акцентировать внимание властей на ущемлении прав авиадиспетчеров.
Позже к ним присоединились коллеги из Краснодара, Волгограда, Нальчика, Ставрополя и Минвод, а также другие регионы России. Тамошние авиадиспетчеры, как выяснилось, также не согласны с пунктами нового коллективного договора. Затем ростовские авиадиспетчеры снова проявили инициативу: 40 человек объявили голодовку. Точнее, не голодовку, а «ограничение в приеме пищи». К ранее озвученным требованиям добавилось еще одно: отставка генерального директора ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ» Валерия Горбенко.
Забастовки авиадиспетчеров – явление малоприятное и с точки зрения властей региона, и с точки зрения рядового пассажира. Однако объявляя о «частичном ограничении в приеме пищи», Юрий Батогов заверил, что авиадиспетчеры сделают все, чтобы полеты продолжались в штатном режиме. Насколько недоедающие диспетчеры в состоянии качественно делать свою работу и обеспечивать безопасность в небе, задумались надзорные органы. С проверкой в диспетчерский центр направились транспортные прокуроры.
По ее итогам было собрано заседание межведомственной комиссии, которая впечатляет своим составом: замначальника Северо-Кавказского УВД на транспорте, замминистра автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области, руководство «Аэронавигации Юга», представители Южного межрегионального управления Федеральной аэронавигационной службы, управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЮФО Ространснадзора, Госинспекции труда в Ростовской области, министерства труда и социального развития Ростовской области, администрации Первомайского района Ростова. Комиссия оказала давление на врачей, которые оценивают самочувствие диспетчеров перед каждым выходом на смену, но сенсации не случилось.
«Нарушений, связанных с угрозой безопасности воздушного движения, контролирующими и надзорными органами, не зафиксировано», – это, пожалуй, единственное, что хотели услышать журналисты от официального представителя Южной транспортной прокуратуры Агнессы Савченко. Она добавила, что дело авиадиспетчеров находится на особом контроле прокурорского руководства.
И вот сегодня диспетчеры направились в суд. Они уже добились, чтобы из коллективного договора убрали пункт, позволяющий работодателю вносить свои поправки без дополнительного согласования. Главная претензия – надо договариваться со всем коллективом – а это свыше 4000 диспетчеров ЮФО, а не с 11 отдельно взятыми сотрудниками. «Эти люди, которые подписали спорный документ, сейчас пытаются оправдаться, конечно, говорят, что их заставило руководство, что они хотели как лучше, – рассказал 161.ru Юрий Батогов после того, как завершилось первое заседание суда. Он убежден, что коллективу удастся переломить ситуацию, с ними будут считаться, и дело до новой голодовки не дойдет. «Если суд примет решение не в нашу пользу – подадим кассационную жалобу, пойдем дальше, – пояснил руководитель регионального профсоюза. – Мы не хотим проводить новые акции протеста».
Ситуации с европейскими – французскими и итальянскими – диспетчерами, которые любят поставить на уши полконтинента, отстаивая свои требования, надо полагать, в Ростове и ЮФО в целом не повторится. «Согласно ст. 52 Воздушного кодекса РФ и ст. 413 Трудового кодекса, запрещены забастовки персонала, управляющего воздушным судами, – напомнила сегодня 161.ru Агнесса Савченко и добавила, – В настоящее время никаких осложнений с проведением забастовок не имеется. В случае, если будут зафиксированы нарушения исполнения законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности, то меры прокурорского реагирования будут приняты незамедлительно».