В преддверии Дня космонавтики сотрудники Донского филиала Центра тренажеростроения и подготовки персонала (ДФЦТ) продемонстрировали журналистам космические тренажеры, на которых российские и зарубежные космонавты готовятся к полетам в космос сейчас, а также тренажеры будущего, которые еще даже в Звездном городке никто не видел. Помимо этого они ответили на главный «космический» вопрос последних десятилетий: «Когда же наши отправятся исследовать Луну и Марс?»
Донской филиал центра Центра тренажеростроения расположен в городе Новочеркасске Ростовской области, в здании, вовсе не похожем на секретный объект, за стенами которого вершится судьба не только российской, но и мировой космонавтики.
«Те технологии, которые мы освоили, позволили нам взять под контроль всю сферу космического тренажеростроения. У нас сейчас нет конкурентов», – с гордостью рассказывает о достижениях Донского филиала центра генеральный директор Центра тренажеростроения Валентин Шукшунов.
Уже на протяжении 35 лет сотрудники ДФЦТ разрабатывают и конструируют космические тренажеры для Центра подготовки космонавтов имени Гагарина. Отсюда, из Новочеркасска, это земное оборудование, без которого изучение неземных просторов было бы невозможным, поступает прямо в подмосковный Звездный городок. На космических тренажерах, изготовленных на Дону, училось не одно поколение российских и зарубежных космонавтов – за три с половиной десятилетия подготовку на них прошло около 200 экипажей.
«За эти годы нами создано пять огромных комплексов для подготовки космонавтов к полетам и еще, плюс к этому, около 30 отдельных космических тренажеров, – поясняет Валентин Шукшунов журналистам, с детским любопытством изучающим обстановку в зале, заполненном космическими модулями, которые ну точь-в-точь такие, как в Звездном городке! – Естественно, все наши тренажеры – это очень сложные изделия. По сложности и по цене они часто не уступают и самим космическим кораблям».
«Вот, например, тренажер транспортного пилотируемого транспортного корабля «Союз ТМА». Каждая его деталь соответствует детали настоящего космического корабля, – продолжает экскурсию по космическому царству главный инженер центра Николай Конюхов. – На этом тренажере космонавты отрабатывают режимы сближения, причаливания и стыковки с международной космической станцией в ручном и автоматическом режиме. В ручном режиме это происходит так, смотрите: с помощью этих двух ручек космонавт приближается к космической станции. Следите за экраном, нужно, чтобы эти точки совпали», – демонстрирует работу тренажера Николай. Он ловко управляет двумя джойстиками на панели модуля.
«Ну, вот и все – стыковка завершена», – улыбаясь, констатирует он, и в этот момент кажется, что управлять космическим кораблем не так уж и сложно. Не сложнее, чем компьютерная игра. Вот только немножко потренироваться – можно и самому смело отправляться в космос!
Гостеприимные хозяева центра продемонстрировали журналистам и другие технические шедевры, разработанные ими, среди которых: тренажер виртуальной космической станции, тренажер поисково-спасательного вертолета, интерактивный стереокомплекс, предназначенный для отображения виртуальной международной космической станции и многие другие.
А для заключительной части экскурсии по центру сотрудники ДФЦТ приберегли, конечно же, самое интересное – макет модуля МЛН, который будет выведен на орбиту только в 2012 году. Этот тринадцатиметровый тренажер находится вдали от прочих космических диковинок, на территории отдельного ангара. В данный момент его строительство еще не завершено.
«Это полноразмерный макет модуля МЛН, – с блеском в глазах и нескрываемым удовольствием рассказывает о новом детище центра Николай Конюхов. – Корпус полностью повторяет геометрию настоящего корабля. Навесное оборудование, макеты двигателей, антенки, солнечные панели, панели систем жизнеобеспечения – тут очень много оборудования, несколько сот механизмов, которые точно такие же, какие будут и на настоящем модуле. По чертежам мы полностью воссоздали каюту космонавта. Здесь обязательно будут работать системы вентиляции и кондиционирования воздуха. Понимаете, ведь на орбите постоянно гудят вентиляторы – и это самое главное, к чему должен привыкнуть космонавт. Если не будет работать система вентиляции – человек через минуту погибнет. Поэтому остановка системы вентиляции – это главный сигнал тревоги, прекращение гула вентиляторов космонавт должен услышать и во сне.
Также мы создаем система телевизионного наблюдения, освещения, обязательно и имитируем связь «Борт – Земля». Причем все изготавливаем здесь у нас. Мы научились воссоздавать все механизмы. Почти все… Единственное, что у нас пока не получается – это ручки, которые делают на космическом корабле».
Как неоднократно подчеркнули сотрудники центра, их главная задача – это не просто идти в ногу с современной космонавтикой, а опережать ее хотя бы на шаг. Ведь, когда космический корабль уже выведен на орбиту – учиться работать на нем поздно. За каждым космическим открытием стоит создание тренажера. А потому в центре уже сейчас разрабатывают технику, которая поможет космонавтам отправиться изучать Луну и даже Марс.
Причем, по словам Валентина Шукшинова, реализация марсианской и лунной программ – это дело не такого далекого будущего.
«Мы уже сейчас работаем над тренажерами для подготовки космонавтов к исследованиям Луны и смотрим, какая техника будет нужна для подготовки космонавтов к работе на Марсе, – поясняет он. – В соответствии с национальной программой, до 2015 года на околоземную орбиту будет летать модернизированный «Союз», с 2015 по 2018 годы – новый космический корабль, который сейчас разрабатывается, с 2018 года начнутся управляемые полеты, на 2020 год запланирован полет на Луну. Причем предполагается, что корабль, который сейчас разрабатывается, сможет летать и на околоземную орбиту, и на Луну, и на Марс. И у нас уже есть кое-что по этому аппарату».