– Анатолий Петрович, расскажите о весеннем призыве 2010 года. Будет ли он чем-то отличаться от предыдущих?
– Весенний призыв 2010 года стартовал 1 апреля. В соответствии с президентским Приказом №399 от 31 марта 2010 года, этой весной в России должно быть призвано на срочную военную службу 270 тысяч человек. В Ростовской области будет призвано 8 600 юношей.
Если говорить об особенностях этого призыва, то в первую очередь стоит отметить, что с этого года больше нет военных комиссариатов. Напомню, что у нас с 1 декабря 2009 года было проведено запланированное реформирование военных комиссариатов. На данный момент все военкоматы преобразованы в отделы районного комиссариата Ростовской области, которые являются гражданскими.
Вторая особенность этого призыва, на которую хотелось бы обратить внимание – это то, что на сборных пунктах (а у нас это город Батайск) мы не будем переодевать юношей в военную форму. Все они отправятся к местам несения службы в гражданской одежде. А уже по прибытии им выдадут форму, соответствующую роду войск. Такое нововведение связано с минимизацией расходов. Раньше как было: обмундирование выдавалось на сборочном пункте, независимо от рода войск, в которые призывник попадет. А по прибытии в часть ему выписывалась новая форма, уже в соответствии с родом войск. А это только лишние траты.
– А куда будут отправлять на службу наших, донских, призывников? Известно ли уже что-то относительно их распределения по родам войск?
– Могу сказать, что большинство призывников из Ростовской области останутся служить на территории Северо-Кавказского военного округа: на территории Ростовской и Волгоградской областей, в Краснодарском и Ставропольском краях. Это можно назвать еще одной особенностью этого призыва. И, я думаю, это хорошо, что ребята будут недалеко от дома. Ведь очевидно, что отдаленность места службы отрицательно влияет на желание бойцов идти в армию, негативно это воспринимают и родители будущих солдат. В этот призыв мы отправим восемь бортов транспортной авиации за пределы Ростовской области, так, 800 человек будут служить в Калининграде.
Что касается распределения по родам войск, то мы еще не получили разнарядку, она придет только 15 апреля. Однако традиционно большую часть наших призывников, более 33% от общего числа, мы отправляем служить в сухопутные войска, также традиционно очень много наших призывников – около 15,5% – мы отправляем в военно-морской флот, 18,7% призывников – во внутренние войска МВД. Так что ориентируемся пока на эти цифры.
– Известно ли, сколько призывников будут проходить на территории Ростовской области альтернативную службу?
– Вопрос относительно того, сколько и где призывников будут проходить альтернативную службу, решает не военный комиссариат, а министерство социального развития и труда. Исходя из тех заявок, которые к ним приходят, они распределяют ребят в те организации, которые могут обеспечить все необходимые условия. Так что к нам не приходит разнарядки по гражданам, которые будут проходить альтернативную службу. Мы уже получаем конкретную фамилию и четкое указание, где данный призывник будет проходить военную службу.
– Анатолий Петрович, расскажите, пожалуйста, а как складывается взаимодействие с казаками?
– У нас очень хорошо налажен контакт с представителями казачества. Прошлой осенью на Дону был укомплектован первый батальон, в него вошло 150 человек, который носит почетное звание – казачий. В перспективе мы хотим взять еще 22 бригаду специального назначения под комплектацию нашими казаками.
Помимо этого, хотелось бы отметить, что в этом году значительно возросло число представителей казачества, которые вошли в состав призывных комиссий. Для сравнения: если в прошлом году в состав призывных комиссий входило только восемь представителей казачьих общин, то уже сейчас по решению губернатора утверждены составы 62 призывных комиссий и в них уже вошли 24 представителя от казачьих общин. Вообще мы стремимся привлекать как можно больше представителей общественности к участию в призывной кампании, потому что это позволит нам сделать свою работу максимально прозрачной и более качественной.
– Часто ли приходится прибегать к помощи сотрудников МВД для поиска уклонистов?
– За период призывной кампании нами было направлено более восьми тысяч обращений в МВД. Но нужно понимать, что не всегда речь идет именно о незаконных попытках уклониться от воинской службы. В большинстве случаев нам требуется помощь в поиске призывника, в установлении места его нахождения. У нас как бывает: один переехал жить куда-то, другой уехал работать. В итоге человек прописан в одном месте, а проживать может где угодно. И из-за этого у нас просто нет возможности вручить ему повестку. Вот эту работу по поиску призывников мы и ведем совместно с органами внутренних дел через участковых уполномоченных. И я бы хотел отметить, что наша совместная работа весьма эффективна. Вот пример, это доказывающий: в прошлый призыв на сборный пункт без уважительной причины не явились только 16 призывников, а это, как понимаете, очень мало.
Также мы проводим работу с участковыми, делимся с ними опытом. Это необходимо, потому как призывники и их родители часто идут на различные хитрости, пытаются ввести в заблуждение участковых. Так, например, они показывают участковым документы, подтверждающие, что призывник учится в высшем учебном заведении. А на самом деле потом оказывается, что он обучится на заочном отделении и, следовательно, должен служить, у него нет права на отсрочку. Вот, чтобы в таких ситуациях участковые вели себя правильно, мы им и объясняем все тонкости призывной кампании, проводим совместные занятия. Помимо этого важно рассказать участковым, как, не нарушая конституционных прав людей, таких как право на неприкосновенность жилья, все же вручить повестку. Сложностей, конечно, много, но мы стараемся преодолеть совместным усилиями, так, чтобы и жалоб от граждан потом не было, и чтобы обеспечить явку всех призывников.
– В этом году призывником меньше, чем было в прошлом, с чем это связано? С непригодностью по состоянию здоровья? С «демографической ямой» или есть еще причины?..
– Дело тут вот в чем. Действительно, в позапрошлом году мы призвали около 11 тысяч призывников, в прошлом году – более 18 тысяч. Но это никак не связано с ухудшением здоровья призывников. Дело в том, что тогда у нас была в этом потребность и ресурсы для такого количества призывников. Получилось так, что в 2008 году, как вы знаете, мы перешли с 1,5 годичного на годичный срок службы. Поэтому одновременно из армии было уволено очень большое количество молодых людей. Теперь ситуация выровнялась, и дальше будет идти стабильно: сколько увольняем, столько и призываем. А небольшая разница с количеством призывников прошлогоднего весеннего призыва объясняется тем, что некоторые ребята остались служить по контракту. Понимаете эту пропорцию? То есть некоторые из тех призывников, которые пошли раньше, продолжили службу, поэтому количество по призыву этой весной уменьшилось. Но вот такая цифра – то есть 15-17 тысяч призывников в год по Ростовской области, дальше будет стабильной.
Что касается демографической ямы – она действительно у нас есть. По Ростовской области она прослеживается в цифрах, первоначально поставленных на воинский учет. Если в 2005 году мы ставили на воинский учет более 31 тысячу юношей, то в 2008 году – уже 24 тысячи, а в 2009 году и того меньше – 22 тысячи. Но опасаться, что мы не сможем набрать необходимые 15-17 тысяч, не стоит. Процент годности у нас остается приблизительно на одном и том же уровне – это около 70% от общего числа призывников, которые годны к прохождению срочной службы. И если от количества поставленных на учет отнять 30%, то получится – мы сможем призвать как раз порядка 15-16 тысяч человек, то есть мы выйдем на ту цифру, которая нам нужна.
– В последнее время все чаще появляется информация о том, что срок службы планируется снова увеличить, что один год – это слишком мало. Насколько это достоверная информация, действительно ли существует вероятность очередного изменения срока службы?
– Сокращение срока службы до года – это решение президента, и он от этого решения не отойдет. Поэтому какие-то разговоры об увеличении срока службы до полутора лет или даже более – не имеют под собой никакой основы. Срок срочной службы по-прежнему остается один год, а срок альтернативной службы, в зависимости от того, куда попадет призывник – 21 месяц в гражданских учреждениях и 18 месяцев в военных. Еще раз хочу подчеркнуть – ни сокращения, ни увеличения сроков службы не планируется.