Ростовские огнеборцы решили раз и навсегда научить местных рестораторов и владельцев клубов, как вести бизнес. В Ростове отделение Всероссийского добровольного пожарного общества открывает... свой ресторан. Название говорит само за себя – «И пожарим, и потушим». За несколько дней до открытия в беспрецедентном учебно-кулинарном заведении побывал корреспондент 161.ru.
Вместо обоев – плакаты-лозунги, начиная с 50-х годов прошлого столетия и заканчивая сегодняшними противопожарными «агитками». Некоторые уже неактуальны в условиях безопасных газовых плит и современных обогревателей. «Не прозевай, как закипит вода – зальет горелку, тогда – беда!» или «От самодельного «козла» бывает очень много зла». На видном месте в центре зала красуется великолепная красная машина – мечта мальчишек всех времен. Вход и выход отмечены табличкой «Проход держать свободным».
Скоро, говорит руководитель донского отделения Всероссийского добровольного противопожарного общества Александр Завязочников, в это кафе на экскурсию можно будет приглашать бизнесменов, имеющих свои рестораны, или тех, кто только собирается открыть кафе.
«Да вообще-то мы не задумывали это заведение делать образцом пожарной безопасности. Просто делаем-то для себя, для сотрудников и просто посетителей. А в силу профессии знаю: ничего не может быть ценнее жизни людской, – говорит огнеборец с 34-летним стажем. – Самое главное, что должно быть неотъемлемой составляющей нормального кафе, – это продуманная досконально система эвакуации, отлаженная система пожаротушения и... отделка из негорючих материалов. У всех на слуху сегодня «Хромая лошадь». А ведь там соломой и камышом декорировали интерьер. Скорость огня при том пожаре в разы превышала скорость людей, в разы!» В «И пожарим, и потушим» все это есть. Хотя найти сегодня по-настоящему безопасные и негорючие конструкции для такого заведения – та еще задача.
Бизнес есть бизнес, и будь у коммерсантов спрос на негорючие материалы в отделке помещений, предложение не заставило бы себя долго ждать. О том, что такие материалы существуют, специалисты отрасли знают. Но вот что-то не припомнят случая, чтобы заказчики ими интересовались.
«Клиентов, безусловно, интересует качество материалов, из которых изготавливаются конструкции, – пояснил корреспонденту 161.ru генеральный директор компании по производству торгового оборудования «Арена» Александр Беззапонный. – Использование несертифицированных материалов грозит санкциями обоим: и производителю, и покупателю. Но никто никогда не задавал вопросов, можно ли сделать конструкцию особо огнеустойчивой, негорючей и прочее. Я думаю, если бы такие требования шли от контролирующих органов, а их неисполнение грозило бы собственнику серьезными неприятностями, то, безусловно, спрос на безопасные конструкции появился бы. И рынок тут же отреагировал бы на это».
Получается, нет заказа на безопасность от государства, бизнес не спешит взваливать на себя бремя ответственности за людские жизни. Не богадельня ведь! Хорошо, что проверок стало меньше. Для кого хорошо? – интересуется Александр Завязочников, вспоминая недавний закон 294, защищающий права малого бизнеса.
«Проверка раз в три года... это и привело к тому, что и предприятие, и пожнадзор просто не видят ошибок. Одни не успевают их заметить, другие – исправить. А тут еще, я имею в виду «Хромую лошадь», использовали огонь в шоу, а голову вверх поднять и на потолок посмотреть?» – продолжает негодовать по поводу некомпетентности персонала пермского клуба Александр Завязочников.
В том, что в помещении «Хромой лошади» в Перми устроили огненное шоу, нет ничего удивительного. Все-таки это ночной клуб, а не классная комната.
«Клубная программа всегда предполагает какое-то яркое зрелище, – считает директор развлекательного комплекса Out Hall Владислав Иванов. – С другой стороны, это кем надо быть, чтобы устроить фейерверк в помещении, зная, что у тебя там соломой потолок отделан? По поводу материалов безопасных, то, например, мы в отделке использовали только сертифицированные и протестированные на устойчивость к огню. Но все равно максимум, что могли себе позволить, – огонь за барной стойкой во время бармен-шоу».
По словам Владислава Иванова, никто из ростовчан после трагедии в Перми не стал отменять заказы на новогоднюю программу в их развлекательном комплексе. «Правда, хоть салют и планировался на улице, от него мы решили отказаться. Максимум – это хлопушки с конфетти», – заверил директор. Вот тебе и первые уроки трагедии.
Но далеко не все ростовские арт-руководители так близко к сердцу приняли трагедию в Перми и тут же отменили пиротехническое шоу – деньги-то надо зарабатывать. Хотя подстраховаться сегодня не мешает. Для этого нужно немного: назначить человека, ответственного за пожарную безопасность, и отправить его хотя бы на инструктаж к специалистам.
«Мы все порой с улыбкой смотрим на план эвакуации. А о том, что именно в этом плане есть запасные выходы, и не задумываемся. Посетитель клуба входит через главную дверь и также планирует покинуть заведение. Кто-нибудь из посетителей «Хромой лошади» ознакомился с планом эвакуации? Он вообще там был, этот план? А сколько людей задохнулись в дыму? А ведь есть простое подручное средство, которое могло спасти людей, – тряпка, смоченная водой или другой жидкостью (да хоть соком, пивом, в конце концов). Нужно было только подсказать людям. Но, видно, некому было подсказать. Персонал клуба стоял, разинув рты. Значит, с ними никто не занимался, не учил, как вести себя во время пожара, как помочь и себе и посетителям. Смертей от этой трагедии будет еще больше. Я видел и знаю, что такое 40% ожогов», – тяжело вздыхает Александр Завязочников и раскрывает одну тайну. Оказывается, на днях будет смоделирована учебная ситуация, аналогичная той, что сложилась в «Хромой лошади». В искусственно созданном помещении для массовых гуляний «вдруг» начнется пожар.
«Вот пусть бизнесмены придут и научатся вести себя в таких ситуациях. Им будет нелегко, но этот урок выучат на отлично», – подытоживает Александр Завязочников.