Сегодня в Ростовском областном суде начался третий процесс по делу Виктора Старченко, который обвиняется в убийстве 13-летней девочки. Внимание привлекает то обстоятельство, что ранее Виктор Старченко был дважды оправдан, и оба раза – судом присяжных.
Дважды после этого сторона обвинения подавала кассационное представление, ссылаясь на процессуальные нарушения в ходе судебного следствия. В первый раз в нарушениях обвинялся адвокат обвиняемого, во второй раз – судья. Оба раза Верховный суд РФ признавал справедливость поданного представления и возвращал дело для проведения нового процесса. Теперь дважды оправданного присяжными Виктора Старченко будут судить в третий раз.
Согласно материалам дела, 13-летняя Наташа Кукош пропала 1 марта 2008 года. Как следует из заявления родителей, она поехала на каток и назад не вернулась. Труп девочки нашли на следующий день.
«1 марта 2008 года с 20:30 до 22:00 часов возле кафе «Березка», около лесопарка, на остановке общественного транспорта неустановленный гражданин напал на девочку. Он затащил ее в глубь лесопарка, где стал наносить множественные удары руками по телу и голове, а затем сдавливать ее шею, как руками, так и неустановленным гибким предметом. Девочка была убита. После этого мужчина завладел ее сумкой, портативным плеером с наушниками, мобильным телефоном, женской шапкой, косметичкой», описывается картина преступления в официальном пресс-релизе следственного управления СКП РФ по Ростовской области.
Слухи о появлении очередного маньяка разлетелись по городу мгновенно. На расследование были брошены лучшие следователи города. И через некоторое время из следственного управления сообщили: подозреваемый в убийстве девочки задержан и арестован по решению суда. Вина его под сомнение не ставилась, хотя и сообщалось, что в содеянном подозреваемый не сознался.
Государственный обвинитель Михаил Пономарев убежден в виновности Виктора Старченко. Его убежденности не мешает даже то обстоятельство, что прямых свидетелей убийства в деле нет.
«Посудите сами. Обвиняемый утверждает, что не убивал девочку и никогда ее не видел. Тогда не получает никакого логического объяснения тот факт, что на одежде обвиняемого были найдены микрочастицы шерсти крашеного кролика, которой был отделан капюшон куртки убитой девочки. На сотовом телефоне девочки найдены отпечатки его пальцев. Во время обыска из квартиры Старченко был изъят плеер жертвы, на нем обнаружены ДНК Старченко», – перечислил Михаил Пономарев. Кроме того, существует и еще одно доказательство. В доме Старченко живет кот, шерсть которого в большом количестве обнаружена на одежде обвиняемого. Несколько волосков кошачьей шерсти обнаружено и на одежде убитой.
Михаил Пономарев вспомнил, что оправдательный вердикт первый состав присяжных вынес девятью голосами против трех, во втором случае позицию обвинения единогласно отвергли все присяжные. Однако комментировать вердикты присяжных государственный обвинитель посчитал неэтичным.
За Михаила Пономарева это сделал на условии анонимности его коллега, хорошо знающий все обстоятельства дела.
«На первом процессе между присяжными хоть дискуссия была, а на втором они приняли решение за полчаса! Такое впечатление, что второй состав присяжных вообще не рассматривал доводы обвинения, похоже, они тогда вошли в совещательную комнату уже с готовым решением!» – возмущается анонимный представитель прокуратуры.
Хорошо известный в России адвокат Дмитрий Аграновский уже побывал в аналогичной ситуации. Он защищал Сергея Аракчеева, дважды оправданного судом присяжных. Как известно, в третий раз Аракчеева судили без помощи присяжных, и он был признан виновным.
«В России государственный суд почему-то носит ярко выраженный обвинительный характер, оправдательные приговоры почти не выносятся. А число оправдательных приговоров, вынесенных судом присяжных, у нас примерно столько, сколько и на Западе», – привел пример Дмитрий Аграновский. Известного адвоката не смущает то обстоятельство, что при вынесении оправдательных приговоров присяжные могут ошибаться.
«Число таких ошибок и ущерб от них обществу куда меньше, чем ущерб от массы неоправданных обвинительных приговоров», – считает Дмитрий Аграновский.
Адвокат подсудимого Евгений Пузарин, который защищал Виктора Старченко первые два процесса, убежден, что суд присяжных был единственным шансом его подзащитного на оправдательный приговор.
«Ну не модно у нас в стране оправдывать, не знаю, с чем это связано! И это при всем при том, что большинство судей у нас – и квалифицированные, и знающие юристы», – убежден Евгений Пузарин, который считает, что на самом деле в позиции обвинения много пробелов.
«Вина Виктора только в том, что 20 лет назад он уже привлекался к уголовной ответственности. Вероятно, у следователей сработал стереотип, и они, как это у нас водится, подогнали обвинение под человека», – считает Евгений Пузарин и желает своему бывшему подзащитному успеха в новом процессе.
Бывшему, потому что у семьи Старченко, по их словам, больше нет денег на адвоката. Конечно, Виктору Старченко предложен государственный защитник, но качество работы таких участников судебного процесса общеизвестно.
Жена Виктора Елена потрясена началом третьего процесса, она до конца верила, что два оправдательных приговора помогут как-то уладить дело. Елена абсолютно убеждена в том, что обвинение сфальсифицировано.
По ее словам, первого марта прошлого года муж сидел в кафе с друзьями. Выйдя на улицу, он заметил в кустах дамскую сумочку.
«Как только он поднял ее, откуда ни возьмись – патрульная машина! Потом я видела опись содержимого сумки и точно помню, что в ней были все предметы, которые стали главными уликами на суде – плеер, косметичка и сотовый телефон. Так откуда же все это взялось потом в нашей квартире?» – задает вопрос Елена Старченко. Она обвиняет следственные органы в том, что называется «незаконными методами дознания». И не знает, как переживет третий процесс.
А тем временем судебная машина продолжает совершать положенные законом обороты. Сегодня состоялось предварительное заседание суда, в четверг начнется процедура отбора присяжных. 45-летний Виктор Старченко, который за время, проведенное в СИЗО, частично лишился слуха и стал инвалидом, пока находится под подпиской о невыезде.