Государство объявило войну многочисленной армии частных охранных предприятий (ЧОП). В ее рядах насчитывается порядка 2,5 млн человек по всей России, и сдаваться «чоповцы» не намерены. Во всяком случае не в Ростове. Здесь они, несмотря на ряд ограничительных нововведений, пытаются взять под свой контроль то, на что и раньше не имели права.
Тревогу забили в областной прокуратуре, когда узнали, что некое предприятие заключило договор на охрану детской городской больницы. «Установлено, что между МУЗ «Детская городская больница» и ООО «Ассоциация индустрии безопасности "Зевс"» заключен муниципальный контракт, в соответствии с которым Ассоциация индустрии безопасности «Зевс» обеспечивает контроль за общественным порядком в зданиях, сооружениях, помещениях заказчика. Но дело в том, что «Зевс» не является частным охранным предприятием и не имеет соответствующей лицензии», – объясняет суть претензии прокуратуры официальный представитель ведомства Наталья Ахреева. Прокуратура направила в Арбитражный суд исковое заявление о признании муниципального контракта №447 от 31.12.2008 года и договора №1 от 19.01.2009 года недействительными.
Однако в ходе дальнейших разбирательств выяснилось, что «Зевс» не собирался сам охранять больницу. Он заключил договор с ООО ОП «Жилстрой-щит», имеющим лицензию на негосударственную (частную) охранную деятельность, то есть, по сути, выступил посредником, таким образом обойдя закон. Но и тут прокуратура нашла, что возразить. «Согласно статье 11 федерального закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» работа ЧОПов не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране. А детская горбольница входит в число таких учреждений, поскольку осуществляет деятельность, связанную с оборотом психотропных веществ», – говорится в официальном заявлении ведомства. Выходит, что охранять детей и стратегические объекты (перечень учреждений, подлежащих государственной охране, утверждается правительством Российской Федерации) могут только сотрудники вневедомственной охраны – старейшей и авторитетнейшей охранной организации страны. Но их на всех не хватает. «Милиционеры вневедомственной охраны, военнослужащие внутренних войск, ФСО и т. д. охраняют только государственно важные объекты, – пояснил 161.ru руководитель управления лицензионно-разрешительной работы МОБ ГУВД Николай Капичко. – Дело же ЧОП – обеспечить охрану общественного порядка другим, не менее важным, учреждениям – школам, детским садам, различным фирмам, офисам компаний и даже банкам. Что касается данного инцидента, то, вероятнее всего, Арбитражный суд признает договор недействительным, а вот карательные меры вряд ли применят». Да и за что наказывать ЧОП, если работают они там, где заменить их просто некому? У контролирующих органов – того же управления лицензионно-разрешительной работы МОБ ГУВД – к ним вопросов не возникает. А еще по новому закону о ЧОП все оружие «частников» перешло на баланс милиции. Донские ЧОП для получения лицензии сдают экзамены ‒ как теоретические, так и практические. По словам милиционеров, за работой охранных предприятий ведется тщательный контроль, и любой нелицеприятный инцидент может стать поводом для отзыва лицензии.
О том, как обходить опасные рифы в море российских законов, владельцы ЧОПов прекрасно знают. «Взять, к примеру, ту же больницу, использующую психотропные вещества, – говорит директор одного из ростовских ЧОП Сергей Демиденко.– В любом таком медицинском учреждении все психотропные, наркотические препараты хранятся в отдельном помещении. То есть главврачу ничего не стоит поставить этот отдельный кабинет на сигнализацию «Тревожная кнопка» управления вневедомственной охраны МВД. Ну еще можно милиционера туда приставить. А коридоры, входы-выходы спокойно берет под охрану ЧОП. И у вневедомственной охраны голова не болит, и ЧОП обеспечено работой, и администрация больницы спокойна. И законы соблюдены».
Но, несмотря на такое, казалось бы, мирное сосуществование, государство взялось за ограничения. Правда, пока они никак не повлияли на ситуацию в отрасли. ЧОПов меньше не стало, по данным управления лицензионно-разрешительной работы МОБ ГУВД, в настоящее время в Ростовской губернии их более 400. Около сотни являются крупными и работают на рынке не первый год. Одно нововведение, по мнению милиционеров, даже охраняет ЧОП – им запрещено заключать договоры на охрану объектов, вокруг которых идут гражданско-правовые споры. Подобное допускается только по согласованию с милицией. Это значит, что «частные армии» уже не смогут принимать участие в рейдерских захватах. Как к этому относятся сами охранники, узнать не удалось, но уже сейчас некоторые владельцы ЧОПов вполголоса говорят о начале передела рынка охранных услуг. Они считают, что введенные ограничения позволят вневедомственной охране – т. е. государственному крупному игроку – усилить свои позиции. А услуги охранников-милиционеров стоят куда дороже.