«Бойтесь своих желаний, они могут осуществиться» – этот как раз про него. Кто из спортсменов не мечтает победить всех и стать лучшим, единственным, непревзойденным, непобежденным? Он стал таким. И стал не нужен. Семикратный чемпион мира по кикбоксингу в супертяжелом весе, обладатель всех шести поясов, возможных в этом виде спорта, претендент на внесение в международную книгу Гиннеса сегодня стоит перед дилеммой: уйти в любители или в 32 года начинать жить с нуля. Его промоутер не считает нужным даже расплатиться с бойцом за прошлые матчи, не говоря уже о том, чтобы позволить ему защищать завоеванные пояса. Куда интереснее отправить спортсмена на полулегальные ринги Москвы и Питера, где пьяным зрителям все равно, на кого ставить: на собак, женщин, дерущихся в грязи, или чемпионов мира. Это живые деньги. О жизни победителя после побед 161.ru поговорил с известным ростовским кикбоксером Анатолием Носыревым.
– Как же тебя угораздило попасть к людям, которые сейчас просто пытаются тебя кинуть?
– Знаешь, у нас ведь в стране очень многое решается на дружеском уровне. Когда я уже был достаточно известным спортсменом, я познакомился с Юрием Осипенко, который – как на тот момент мне казалось – предложил мне помощь. Предложил помогать с участием в международных турнирах. Для меня как спортсмена это было очень важно. Ведь бои проходят в разных странах, участие в них – дело не дешевое. И я согласился.
– Твои надежды оправдались?
– На тот момент у нас совпадали планы – компания хотела, чтобы я стал абсолютным чемпионом, и я им стал.
– А им-то что с этого?
– Поначалу я не понимал, воспринимал все как чистой воды благотворительность. Когда меня попросили уволиться из милиции, где я прослужил 3,5 года, тоже не задумался особо. Ведь мне было обещано много чего. Но со временем я понял: это был просто рекламный трюк. Промоутерство у созданной специально под меня компании «Пятый элемент» не было профильным видом деятельности, они занимались совершенно другим видом бизнеса. Но одно дело, когда ты, скажем, торгуешь лампочками, а другое дело – когда являешься официальным представителем действующего чемпиона мира. Меня таскали, как визитную карточку. Все знают, например, что силовики очень уважительно относятся к боевым видам спорта. На этой почве с ними гораздо проще найти общий язык. Конечно, как профессионального спортсмена меня это напрягало, но я понимал, что ничего просто так не бывает.
– А что же случилось? Почему кончилось терпение?
– Ты можешь поверить, что семикратный чемпион мира по кикбоксингу ездит на маршрутке, а в Новочеркасск на тренировки – на попутках? Иногда даже подвозят бесплатно, если узнают. Я тоже не поверил бы, если бы не ездил сам. Компания «Пятый элемент» должна мне около 400 тысяч рублей, и получить их я не могу.
– А суд?
– Наше джентльменское соглашение никак не было закреплено документально. Официально я работаю водителем-охранником в этой компании с окладом 20 тысяч рублей. Последняя выплата была в мае, вся фирма получила ровно половину от привычного оклада.
– А поддерживать себя в форме – это дорого?
– Одно только спортивное питание, без которого 2-3-х разовые тренировки в день вряд ли выдержишь, обходится порядка 10 тысяч рублей в месяц. Плюс оплата съемной квартиры в Ростове, тренировки. Хорошо хоть, что и в родном Новочеркасске и в Ростове меня пускают бесплатно тренироваться в любой зал. Есть очень много друзей в Ростове, они помогают.
– Но когда ты был под опекой «Пятого элемента», проблем никаких не было?
– Сборы они мне оплачивали, питание – только обещали. Сейчас сказали: сборы будешь оплачивать сам. Или мы будем вычитать это все из твоих призовых. 14 дней сборов с выездом – это порядка 30 тысяч рублей. А средняя сумма призовых – это около двух-трех тысяч евро. За три последних чемпионских боя я денег так и не увидел. За предыдущие деньги выплачивали частями, в час по чайной ложке. К тому же многими вопросами подготовки к боям занимался я лично сам – договаривался об учебно-тренировочных сборах, пробивал себе место на Олимпийской базе в Кисловодске (что сделать совсем непросто), решал вопросы с билетами и многими другими. Хотя эти вопросы должен был решать Станислав Хан, директор «Пятого элемента» («Пятый элемент» входит в холдинг Нация, который возглавляет Юрий Осипенко). Но Станислав больше занят продвижением своего клуба тхэквондо. Спасибо, что хоть сборы были оплачены промоутерской компанией, хотя и с этим возникали проблемы.
– Чем ты сейчас занимаешься?
– Лечу травмы, полученные в последних боях. Одна рука сломана, другая разбита. В мае я выходил на бой с двумя травмированными руками за титул Чемпиона мира по версии WAKO-PRO. Для меня это был бой за титул абсолютного чемпиона мира (по шестой, и самой главной, версии).
– Но ты абсолютный чемпион – к чему дальше?
– По правилам, меня периодически будут вызывать на защиту завоеванных поясов. А компания, которая все это время занималась организацией моих встреч, больше не хочет это делать. Им это уже не интересно.
– Чем это тебе грозит?
– Меня вызывают, я не еду, они анализируют причину – насколько она обоснована. Если поймут, что я жив-здоров, но не еду драться – пояс забирают. Завоевать пояс – это полдела. Куда престижнее – суметь этот пояс удержать.
– Значит, надо уходить от этой компании?
– А куда мне уходить? Во-первых, если я уйду из «Пятого элемента», то не получу денег. Со мной до сих пор не рассчитались за прошлые бои, и неизвестно, когда это сделают. Во-вторых, у нас в стране совершенно не развит институт спортивного промоутерства, особенно в сфере единоборств. Этим занимаются случайные люди и не всегда эффективно.
– Ты – семикратный чемпион мира, ходишь пешком. Султан Ибрагимов, другой наш прославленный боец, хотя и не обладает таким титулом, но находится в гораздо более выгодном положении – живет и тренируется в Штатах.
– Вот ты сравнила: как в мире раскручен бокс и как – кикбоксинг. В профессиональном боксе 18 версий, по основным четырем платят огромные гонорары, даже не за победу, а просто за участие. Суммы оговариваются сразу, и деньги спортсмен получает еще до боя.
– А твои коллеги-кикбоксеры за границей тоже скромно живут?
– Честно говоря, я не очень большой эксперт в вопросах, как живут «там». За границей ведь многие вопросы решаются проще, уровень жизни другой. Но я знаю, что, например, в некоторых регионах России к кикбоксингу относятся более лояльно, больше идут навстречу. Это возможно и у нас. Но кто-то должен лоббировать интересы спортсмена. Мне приходится делать это самому. Совмещать все это совсем непросто – уходит слишком много сил и времени.
– Но ты ведь можешь уйти в любители и попросить Федерацию кикбоксинга области о поддержке?
– Можно, но для меня это означает – спуститься на одну ступеньку вниз. Какой же это получается спорт, если надо становиться не сильнее, а слабее?
– Какая у тебя перспектива, если ты останешься в «Пятом элементе»?
– Они хотят, чтобы я перешел выступать в К-1.
– Что такое К-1?
– Это один из разделов кикбоксинга. Я работаю в фулл-контакте (полный контакт, все удары идут выше пояса и подсечки в стопу), а К-1 – добавляется лоу-кик (удары по бедру) и удары коленями. Защиты на ногах – щитков – нет, травматизм – бешеный.
– Значит, он зрелищнее?
– Фулл-контакт гораздо зрелищней на самом деле, потому что много высоких ударов, ударов с разворота, боксерская техника гораздо выше, динамика другая. В лоу-кик идет набивка ног, травматизм выше, но зрелищность не такая.
– Почему же тебя туда тащат?
– Потому что бои в категории лоу-кик и К-1 устраивают в казино, в клубах, где собирается соответствующая публика с деньгами. На этом хорошо зарабатывают, но не спортсмены. Для спортсменов такие бои – все равно, что схватки гладиаторов – медленное самоубийство. Травмы ног, суставов – все это очень скоро начнет сказываться на здоровье. Я работаю в щитках, и то все мои переломанные пальцы на погоду начинают болеть. А мне только 32 года.
– Не хочешь быть спортсменом для зрелищ?
– Я не хочу быть пушечным мясом или торпедой в кикбоксинге.
– А чего ты хочешь?
– Я хочу развивать кикбоксинг и дальше, потому что это молодой вид спорта в России, он динамичный, зрелищный. Я хочу, чтобы он стал более массовым и популярным, так как ребята, занимающиеся им, развиваются более гармонично.
– А что вам для этого нужно?
– Поддержка. Поддержка честных и преданных идее развития спорта людей. Есть ли такие? Уверен, что есть.