Сегодня стало известно, что в Ростовском областном суде начинается процесс над бандой, планировавшей в Ростове проведение ряда терактов и дерзких ограблений. Террористов и налетчиков из подсудимых не получилось только потому, что их успели вовремя схватить за руку сотрудники правоохранительных органов. Операцию по задержанию бандитовв тогда назвали высшим пилотажем оперативников.
На скамье подсудимых сегодня девять человек. Это, прежде всего, Юнуз Зугираев, который, согласно материалам обвинения, являлся главарем банды. В ее состав вошли также Алаутддин Булгучев, Адир Келигов, Бей-Али Дзауров, Аслан Кодзоев, Владислав Мясников, Андрей Коновалов, Самвел Бгдикян и Маргарита Рудь (она доджна была сыграть роль шахидки). Банда, судя по именам-фамилиям, межнациональная, что не редкость на Северном Кавказе. Серию терактов, захват автобуса и ограбление банка планировали провести на... рождественских каникулах.
«С ноября 2007 года по январь 2008 года Зугираев планировал совершить серию вооруженных групповых нападений на граждан и организации в Ростове-на-Дону. В частности, в конце ноября 2007 года готовилось групповое вооруженное нападение на междугородний автобус «Ростов–Пятигорск». Известно, что по этому маршруту, как правило, предприниматели перевозят для реализации товары из Пятигорска в Ростов и обратно. Злоумышленники намеревались под угрозой взрыва автобуса завладеть денежными средствами на сумму более миллиона рублей. Участники банды не довели до конца свои преступные действия – 21 ноября 2007 года за время с 17 часов 21 минуты до 17 часов 40 минут, то есть непосредственно перед нападением на междугородний автобус, который отправлялся в Пятигорск в 18 часов, члены ОПГ были задержаны сотрудниками милиции и спецслужб. Во время задержания у некоторых участников банды были обнаружены наркотические средства», – изложила корреспонденту 161.ru часть доводов обвинения официальный представитель облпрокуратуры Наталья Ахреева.
Более подробную картину запланированной серии преступлений нарисовал начальник пресс-службы ГУВД по Ростовской области, полковник милиции Алексей Полянский: «Кроме группового вооруженного нападения на междугородний автобус «Ростов–Пятигорск» планировалась организация серий взрывов автобусных остановок в Западном и Северном жилых массивах Ростова. Как выяснилось впоследствии, все эти акции, по замыслу их организаторов, носили отвлекающий характер. Главной целью банды было вооруженное ограбление Национального Банка «Траст», которое планировалось сразу после серии взрывов и захвата заложников в автобусе. Расчет бандитов состоял в следующем: пока все силы правоохранительных органов будут отвлечены на поиск организаторов взрывов и освобождение заложников в автобусе, бандиты спокойно возьмут банк».
В составе банды люди от 18 до 37 лет. Один из ее членов, по данным спецслужб, до задержания поддерживал контакты с незаконными вооруженными формированиями, владеет навыками взрывного дела и опытом организации диверсионно-террористических актов. Схватить таких людей за руку непосредственно перед совершением преступления почти невозможно.
«Это не просто хорошая и слаженная работа оперативников – выяснили и доказали причинно-следственную связь. Не просто раскрыли тяжкое преступление, а предотвратили его! У оперов это считается высшим пилотажем», – не скрывает гордости за своих коллег Алексей Полянский.
Известный ростовский правозащитник Витольд Абанькин не спешит разделить оптимизм представителей правоохранительных органов. Дело в том, что судить банду будут присяжные заседатели. А эти господа, говорит правозащитник, у нас в стране излишне эмоциальны.
«Это на Западе присяжный понимает, что должен судить по закону, несмотря ни на какие эмоции. У нас же присяжные сплошь и рядом подвержены эмоциям! Несколько раз наблюдал: пустят слезу два-три обвиняемых, жена, дети, нищета, то, се... присяжные разжалобятся и оправдают заведомого преступника! И, наоборот – выступит убедительно прокурор, «забъет» адвоката, глядишь – и осудили невиновного...», – поясняет свою точку зрения Витольд Абанькин.
Как бы там ни было, коллегия присяжных уже сформирована и именно присяжным придется оценивать степень вины каждого участника ОПГ. Прессе, как и принято, не разрешат фото- и видеосъемку этого процесса (присяжных нельзя «светить»). Зато в день приговора (согласно вердикту присяжных) гарантирован аншлаг.