К рассмотрению дел участников бунта в колонии №10 приступил суд Железнодорожного района Ростова. Первым пяти фигурантам уже добавили от полутора до пяти лет заключения к основному сроку. На очереди еще девять приговоров, однако в процесс неожиданно вмешалась прокуратура. Она посчитала, что суд в большинстве случаев пожалел бунтарей.
Напомним, бунт в «десятке» произошел 18 июня. По данным 161.ru, в спонтанной акции неповиновения приняли участие порядка двух тысяч заключенных. В итоге пострадали 17 заключенных (семеро – в ходе стычки с сотрудниками ГУФСИН, 10 нанесли себе ранения сами) и 22 сотрудника колонии, восьмерым потребовалась госпитализация. В реанимацию был доставлен и командир отряда «Мангуст» – так называется спецназ областного ГУФСИН. В тот же день возбудили уголовное дело по части 3 статьи 321 УК РФ («Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества»).
«Зачинщики беспорядка выявлены. Мы имеем на руках видеосъемку конфликта 18 июня. Кстати, видеокамера тоже была разбита, но кассета сохранилась», – такое заявление сделал на следующий день после бунта начальник отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний областной прокуратуры Сергей Биленко.
Как правило, активное участие в бунте приносит заключенному надбавку к основному сроку. По инциденту в «десятке» уголовные дела возбуждены в отношении 14 заключенных колонии №10. С четырьмя из пяти вынесенными приговорами прокуратура Железнодорожного района в корне не согласна. Поэтому и составлена кассационная жалоба в вышестоящую инстанцию.
«Понимаете, по каждому заключенному суд вынес отдельные наказания – от полутора до пяти лет сверх того срока, который они отсиживают. Мы (сторона гособвинения – прим. ред. 161.ru) просили более высокие сроки для зачинщиков бунта. Вот поэтому и посчитали необходимым обжаловать приговор районного судьи в ростовском областном суде. Это ведь только первые пять приговоров. На подходе еще девять», – не скрывая неудовлетворения вынесенным приговором, говорит заместитель прокурора Железнодорожного района Ростова Антон Балюченко.
Бывший политзэк времен Советского Союза, а ныне ростовский правозащитник Витольд Абанькин, вопреки ожиданиям корреспондента 161.ru, принял сторону прокуратуры. Зная воровские законы, законы государственные, общаясь с заключенными и с теми, кто их охраняет, правозащитник сделал свои выводы.
«Беспредел на зоне начинается с малого. Поэтому закон здесь суров. Преступления, совершенные в местах заключения, наказываются строже. Я вам скажу так: если заключенный только замахнулся кирпичом на охранника – чуть ли не автоматически наматывается срок. А тут бунт! Есть пострадавшие сотрудники службы исполнения наказаний. И полтора года сверх срока – это, по моему мнению, мало. Наказать надо так, чтоб остальным неповадно было. Вы ведь даже не представляете, сколько преступлений сегодня совершается в местах заключения. Да и сегодняшний контингент зэков, мягко говоря, – отморозки. Ну вырвал сумку у девушки, ну зачем еще и ножом-то пырнул? Даже в советские времена вор на «мокруху» никогда не шел – не по-воровски это», – и «по фене поботал», и литературным языком обосновал свою точку зрения Витольд Абанькин.
Фото: Фото с сайта Santacruz.indymedia.org