По данным общественных организаций и правоохранительных органов, с момента обострения российско-грузинских отношений в многонациональном Ростове не было зафиксировано ни одного конфликта на этнической почве, направленного против грузин. Хотя только согласно официальной статистике, на Дону насчитывается более десяти тысяч выходцев из Грузии, из которых 60% – работающие мужчины.
Ростовские журналисты удивлены: на просьбу поговорить о нынешнем положении грузин в России традиционно велеречивые ростовские грузины вдруг становятся на редкость неразговорчивыми. «Несколько лет назад мы снимали документальный фильм о грузинской диаспоре в Ростове, – рассказывает журналист Анна Дунаева. – Это был проект о том, как хорошо в Ростове уживаются разные национальности. Меня откровенно поразили те грузины, с которыми пришлось работать. У многих из них – древние аристократические корни, люди исключительно умные и образованные. Поразила глубина их суждений и какая-то особенная мудрость...»
Но звонок редакции 161.ru в грузинскую диаспору Ростова в сентябре 2008 не дал положительных результатов. Узнав о предстоящей теме разговора, на том конце провода к нам резко теряли интерес или в категорической форме отказывались общаться. Заместитель председателя областного комитета по национальным отношениям Геннадий Ломакин говорит, что не стоит удивляться такой грузин. «Они в сложном положении. У большинства семьи – здесь, а остальная родня – там. С Грузией дипломатические отношения разорваны, вот они и опасаются, как отреагируют на их высказывания там?» – изложил свое видение ситуации Геннадий Ломакин.
Подняв свои архивы, редакция 161.ru решила разыскать тех, с кем у издания уже были налажены доверительные отношения. Одна из них пострадавшая во время пожара в жилом доме по ул. Некрасова в августе этого года Жанна Джикиа. Жанна живет в Ростове более 15 лет, у нее пятеро детей. Старший, Роман, сейчас служит в российской армии.
«Он попал в зону конфликта, что я пережила! Кто там в армии смотрел, что он грузин! А ведь недалеко от границы с Осетией мои родители живут! Так и думала, а если ему придется стрелять по домам своих бабушки и дедушки... Я надеюсь, что можно будет общаться с ними и дальше, а то как же...» – с ужасом вспоминает женщина напряженные дни военного противостояния между Грузией и Южной Осетией.
Лишь со второго раза председатель Донского общества народов Грузии «Вардзия» Мераб Тевзадзе согласился поговорить с корреспондентом 161.ru, но все равно был предельно немногословен. Прежде всего сообщил о том, что он уже... не председатель. «Нет, с текущими событиями это никак не связано, я еще 27 мая подал заявление об уходе, – уточнил Мераб Тевзадзе. – О случаях преследования грузин со стороны властей или частных лиц сейчас не слышал. Два года назад было гораздо хуже... Единственно что могу сказать: СМИ сделали все, чтобы настроить русских против грузин!»
Его поддержал таксист-грузин, живущий в Ростове уже несколько лет, который согласился поговорить с журналистами, правда, на условиях полной анонимности. «Почему говорят: «грузинская агрессия?!» Это я, что ли, напал на Осетию? Это грузины Ростова и Москвы решили атаковать Цхинвал? Это грузины в Поти и Кутаиси договорились убивать осетинских баб?» – таксист характерно жестикулирует, а его акцент совершенно не режет слух завсегдатаев общественного транспорта: найти в Ростове водителя маршрутного такси «некавказской» национальности крайне сложно. На вопрос, чего боятся грузины, мужчина неуверенно пожимает плечами: «А как власти России отнесутся к тому, что я сказал? А как власти Грузии отнесутся к моим высказываниям против Саакашвили? А у меня и моей жены жены родители там, посылаем им немного, но им хватает. Потому и молчим, болтнешь что-то не то – и неприятности, или от тех, или от этих...»
Свое мнение не побоялся изложить 73-летний председатель совета старейшин Донского общества народов Грузии «Вардзиа» Рафаэль Шиолашвили. Правда, в своих высказываниях брат главы грузинской православной церкви Илии Второго Рафаэль Шиолашвили невольно продолжил мысль своего молодого соплеменника.
«Что говорят «грузинская агрессия» – это не глас народа, это заказное. Значит, так нужно на данном этапе. Народ Грузии не виноват в том, что произошло. Прежние политики уйдут, но народ Грузии никогда не пойдет на Россию. Я верю, что отношения восстановятся, и мы будем братья, как и прежде» – уверен Рафаэль Шиолашвили.
В пресс-службе ГУВД по РО подтвердили, что инцидентов против выходцев из Грузии на почве национальной ненависти в области не зарегистрировано. А в самом городе корреспондентам 161.ru удалось обнаружить лишь одно антигрузинское граффити, и то почему-то в респектабельном районе Нахичевани, где в основном проживают этнические армяне.
Фото: Фото автора и с сайта Picasaweb.google.com