Сорок детей из Южной Осетии пойдут в Ростове в школу с 1 сентября. Об этом заявил мэр города Михаил Чернышев. По его словам, все осетинские дети будут учиться в средней школе №40 имени Восьмой воздушной армии, расположенной в Октябрьском районе города. Решение всех связанных с этим проблем возложено на городское управление образования.
Заместитель начальника управления Александр Уваровский в первую очередь озадачен тем, что надо бы определить самых маленьких в детсады.
«Конечно, с местами в ростовских детсадах сами знаете как... но мы обязательно решим эту проблему! Возможны несколько вариантов, но самое лучшее, по-моему – прикрепить туда приходящего воспитателя, подготовленного к специфической работе с этими детьми», – предлагает чиновник один из вариантов. Ну, а выбор именно сороковой школы объясняет просто.
«Да ведь они рядом, санаторий, где живут беженцы, и сороковая школа, забор в забор! Значит, специальный транспорт для доставки детей уже не нужен! К тому же преподавательский коллектив сильный, школа работает в одну смену, найдутся и места, и учителя!» Пока неясно, будут ли созданы несколько небольших отдельных групп-классов из осетинских детей, или их распределят по действующим классам, исходя из уровня подготовки каждого. Возможно, приживутся оба варианта.
В управлении образования уже создана рабочая группа, которая занимается всеми проблемами обучения осетинских школьников.
Руководитель группы Ольга Рябышева считает, что все же острой проблемой станет адаптация новых учеников школы к незнакомым условиям: «Их сорок человек, от первого класса до выпускного. Сами понимаете, уровень подготовки каждого мы сейчас проверить не можем. Однако со слов самих детей и их родителей можем сказать, что уровень их владения русским языком достаточен для обучения в нашей школе. Главная проблема – создать для новых учеников благоприятную атмосферу, чтобы они не потерялись на общем фоне и не замкнулись в себе. Что касается учебников – их достаточно в школьной библиотеке».
Ей вторит и замдиректора школы №40 Елена Волченко, напоминая , что педсостав уже имеет опыт работы с маленькими беженцами, правда, давний.
«20 лет назад после землетрясения в Спитаке мы принимали у себя армянских детишек. Тогда их было всего десять человек, но проблемы возникли схожие. Это и необходимость реабилитации после психологической травмы, и адаптация к новым условиям, и введение их в процесс обучения. Что касается уровня их учебной подготовки – он выявится уже в первые недели занятий. Если кому-то нужна будет помощь по программе или в улучшении знания русского, мы готовы помогать всей школой! Убеждена, наши дети охотно помогут своим новым товарищам», – не сомневается в своих учениках Елена Волченко. Не пугает учителя и национальный вопрос.
«Да у нас национализм невозможен, у нас же школа многонациональная! Кто только у нас не учится – украинцы, армяне, узбеки, азербайджанцы, таджики, выходцы из Дагестана... Так что всплеска национализма не ожидаем, в этом плане у нас, тьфу-тьфу, будет все нормально, и эти тоже станут своими», – убеждена Елена Волченко.
Одна из будущих восьмиклассниц ростовской сороковой школы – 15-летняя Вика Хубаева из Цхинвала. Проблемы учебы в русской школе девочку пока мало заботят. Родители Вики оставались в осажденном городе, и девочка до сих пор не знает, живы они или нет. Сейчас она с десятками своих сверстников живет на базе отдыха «Азовское взморье». Между собой дети общаются на родном языке, но на вопросы прессы отвечают по-русски.
«Здесь хорошо, – говорит Вика. – Море... Нам все нравится... Нам сказали, что возможно, придется остаться до следующего года». И становится заметно, что говорить о постоянных перестрелках, об обстреле Цхинвала, девочке не хочется, а в который раз вспоминать об оставленных дома родных – больно. «А ты хочешь остаться в Ростове?» – спрашиваю девочку. «Не знаю... Я во Владикавказ бы хотела. Там родственники. Но что поделать, придется остаться», – вздыхает Вика.
Фото: Фото Елены Романовой