Сценарий акции, которая 20 июля, по идее, должна была привлечь внимание властей к противостоянию представителей двух религионых конфессиий, был прост и православными уже отработан: они и в предыдущее воскресенье пришли крестным ходом с батюшкой во главе к стенам дома иеговистов «Зал цартсв» и организовали молебен. Правда, в тот раз отец Роман, настоятель одного из местных храмов, умудрился забрызгать освященной водой кого-то из свидетелей, за что услышал в свой адрес угрозу. «Да, угрожали отцу Роману, сам слышал, — божится лихого вида казак новошахтинского юрта, назвавшийся Александром. — Так и крикнул из толпы один: зарежу, говорит!»
Версия об угрозе православному священнику — еще один камень в огород иеговистов. Скандал с письмом в адрес благочинного отца Виссариона, в котором была указана дата смерти его внука, до сих пор муссируют все СМИ. Мальчик умер при загадочных обстоятельствах, и на этом несчастья в семье священника не закончились. Доказательств того, что в трагических событиях виноваты члены местной общины «Свидетелей Иеговы»* нет, но настроения среди православного населения таковы, что никто ничего доказывать не собирается.
«Они обманывают людей, находят тех, кого кто-то обидел, кто в сложной жизненной ситуации, — говорит один из участников крестного хода. — Люди туда попадают, и на них обрушивается просто шквал любви и участия. А потом их просто используют!» Истории о том, как иеговисты «заставили женщину написать в их пользу завещание, а потом женщина странным образом умерла» или «не дали родителям сделать переливание крови ребенку, и дитя умерло» передаются из уст в уста, как образец народного эпоса. У каждого найдется свой случай. Но выйти на реальных жертв «свидетелей» на месте не удается.
отец Романбывший последователь иеговистов, Александр
Представители «свидетелей» очень спокойно отреагировали на демарш православной общественности. «Мы очень мирная организация, — выйдя навстречу, объяснил журналистам один из организаторов мероприятия Никита Абрамов. — У нас сейчас проходит третий областной конгресс. Здесь собралось около двух тысяч верующих». На вопрос о том, кто стал инициатором милициейского оцепления, предствитель свидетелей Иеговы ответил, что охрану не заказывали, но благодарны властям за то, что позаботились о их безопансости.
«Вы чего-то опасаетесь?» — спросили у г-на Абрамова, на что он ответил: «Мы уверены, что православные люди не причинят нам вреда. Просто во время прошлого крестного хода было несколько неприятных инцидентов, повторения которых никто не хочет. К нам на забор лезли, водой брызгали... Неприятно это все, согласитесь..» Вопрос о странной смерти внука священника не смущает делегата. «Если есть какие-то сомнения, надо провести следствие, — ответил Никита Абрамов. — Я в курсе этой истории и почему-то уверен, что это — письмо я имею в виду — дело рук кого-то из окружения священника. В нем ведь указаны факты, даты, известные только узкому кругу родных и близких».
Между тем история с мальчиком уже близка к канонизации. Фото покойного мелькало в рядах идущих, а тележурналисты, отыскав в толпе бабушку несчастного малыша, уехали вместе с ней — смотреть на письмо и искать истину.
известный ростовский правозащитник Витольд Андреевич Абанькин
Отец Роман тоже считает, что кризис православной веры — очевиден, согласен с губительной ролью коммунистического прошлого, но вины самой церкви в новошахтинском конфликте не видит. «В нашем городе присутствует несколько религиозных общин, — охотно поясняет священник. — Да, традиции православия пошатнулись. После падения коммунистического режима многие ощутили духовную пустоту. Идеология закончилась, исконную религию истребили. Церковь занялась восстановлением традиций. Мы всегда рады видеть в храме нового человека, но никто не пойдет тащить его с улицы уговорами, лестью, обманом».
Закончив с журналистами, отец Роман охотно откликнулся на просьбу иеговиста Никиты Абрамова «отойти в сторонку и поговорить». О чем беседовали мужчины — узнать не удалось, хотя есть предположение, что речь шла о намерении двух бывших «свидетелей», вернувшихся в лоно православной церкви, написать заявление в местную прокуратуру. Суть претензий пока не ясна, но участники крестного хода демонстрировали редкостное единодушие.
По завершению мероприятия активисты собрали подписи под обращением к и.о. мэра Новошахтинска с просьбой изгнать иеговистов из города. Основные претензии православных новошахтинцев к «свидетелям» сводятся к следующему: «не празднуют День Победы и день рождения», «запрещают переливание крови и отвергают донорство», «отвергают любовь к Родине и Родину как таковую», а также «отвергают любовь к ближнему, если это не свидетель Иеговы».
* Запрещена в РФ
Фото автора