Сообщения областного департамента по ЧС в праздничные дни напоминали сводку боевых действий – утопленников и кандидатов в покойники доставали одного за другим. Спасатели обреченно вздыхают: сезон начался.
12 июня – с середины Дона в районе пляжа станицы Вешенской успели достать мужчину и женщину. Парочка так торопилась переплыть реку, что женщина даже платье не успела снять.
13 июня – уже труп: ростовские спасатели подняли со дна тело неизвестного мужчины, на вид – 20-30-ти лет. Ведется опознание.
14 июня – снова трагедия в чьей-то семье: обнаружено тело десятилетнего мальчика. Спасатели утверждают, что ребенок купался в необорудованном месте. В тот же день им удалось вытащить на берег Северского Донца жительницу поселка Зречный. Спасенная была крепко пьяна.
В таком же состоянии 15 июня утонули двое жителей Семикаракорского района, а 18-летний житель Азова заплыл на стремнину Дона. Благо, удальца в месте прохода грузовых судов обнаружили спасатели и втащили-таки на борт своей лодки. С начала июня уже семь смертей, а в прошлом году купальный сезон на Дону унес 98 жизней.
«Да мы сделать с ними ничего не можем!»
Больше всего спасателей раздражает... их собственное бессилие. «Максимум, что можем сделать – объяснить, что переплывать великую реку Дон не только пьяным, но и в трезвом виде – смертельно опасно. Нас внимательно выслушают, согласно кивнут головой... А в следующий раз поплывут там, где им спасатели мешать не будут», – возмущается руководитель пресс-службы областного департамента по ЧС Владимир Наконечный.
Он убежден: за купание в неположенных местах надо штрафовать. «За непристегнутый ремень ГИБДД штрафует на 500 рублей, за разговор по сотовому на ходу – 300. И это даже в случаях, когда не создается аварийная ситуация! А тут – прямая угроза своей жизни, помехи судоходству, и за все – профилактическая беседа?! Чихать они на эти беседы хотели...» – резюмирует Владимир Наконечный. И приводит цифры: средняя стоимость спасательной операции – 12 тысяч рублей.
Плавали – знаем
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Опытные пловцы советуют не паниковать в критической ситуации, не стесняться звать на помощь. При судороге ног можно попытаться уколоть мышцу острым предметом. Если такого под рукой нет, следует взяться рукой за носок пораженной ноги и резко потянуть на себя – это поможет расслабить мышцу.
Сложнее с водоворотами, но и здесь можно попытаться нырнуть как можно глубже и уйти в сторону от воронки. Устали? Расслабьтесь, удерживайтесь на воде при помощи небольших усилий. И зовите на помощь даже в безлюдных местах – на воде звук разносится очень далеко.
Идею рублем наказывать пловцов-экстремалов поддерживает и вице-президент областной федерации плавания Леонид Фомин. Опытный спортсмен, он убежден: люди, самостоятельно освоившие навыки плавания, не умеют справляться с большими физическими нагрузками на воде. И гибнут из-за собственной самонадеянности. «По мере удаления от берега в мышцах плывущего накапливается усталость, терпеть которую он не приучен, – объясняет Леонид Фомин. – Горе-пловец просто выбивается из сил.
Что сделает, например, такой же горе-бегун, который сдуру ввязался в марафон? Правильно, сядет на обочину. Пловцу в таком же состоянии да еще на стремнине большой реки отсидеться негде! Он точки опоры для отдыха не найдет, более того – продолжит инстинктивно сопротивляться и устанет еще больше. А тут течение, холодная вода, судорога и – все...»
По данным областного ТУ «Роспотребнадзор», на территории Донского края в этом году зарегистрировано 73 официально разрешенных пляжа. Из них полностью соответствующими требованиям нормативов, в том числе и по безопасности, признаны 64. Но проблемные оставшиеся одиннадцать пляжей – капля в море, по сравнению с так называемыми стихийными местами купания граждан.
В выходные и праздничные дни их не счесть. «В прошлом году было зафиксировано около 230 таких мест, в этом году их число превысило 270, – подсчитывает представитель Роспотребнадзора Ирина Михеева. – Разумеется, контролировать такие места мы на в силах, хотя бы потому, что они возникают стихийно, и мы узнаем об этом постфактум». Нет контроля – нет надежды на помощь спасателей. А запретить нам купаться и тонуть там, где заблагорассудится, невозможно – нет такого закона.