Квасным бизнесом в Ростове заинтересовались специалисты областного Роспотребнадзора. Вернее, не бизнесом, а качеством кваса, который предлагают ростовчанам. Сезон только начался, а в городе уже зарегистрированы случаи пищевого отравления от популярного напитка.
«Квасные короли» недоумевают
Сегодня в Ростове-на-Дону более 800 точек, торгующих квасом на розлив. Многовато, но только не для нашего климата. Все 800 точек, по официальным данным, обслуживают пять ростовских фирм-производителей. Первым делом, после выявления факта отравления, Роспотребнадзор направился к «квасным королям», владельцам брендов «Кваско» и «Отличник 5+».
«Как раз сейчас, во время нашего разговора, специалист этого ведомства составляет акт проверки, – радостно сообщил корреспонденту 161.ru директор «Квасной компании» Андрей Рассказов. – Замечания небольшие, легко исправимые. Претензий к производству и реализации кваса нет. К нашим торговым точкам – тоже. За время работы нашего предприятия, а работаем мы с 1995 года, ни одной жалобы от покупателей на качество нашей продукции не поступало. Есть только медали и дипломы!»
Перейдя к собственному производству кваса, владельцы «Квасной компании», как и их конкуренты, многие надежды возложили на герметичные емкости – кеги. По идее, вместе с их появлением должны были кануть в Лету и рассказы о разбавленном квасе, и случаи отравления. Но оказалось, за каждой торговой точкой не уследишь. А вернее – за продавцами, которые научились-таки взламывать кеги с живым напитком. Квасные короли недоумевают: как можно взломать специальный кран с заборными головками под названием «фитинг "А"»?!
«Кеги с «фитинг "А"» мы и не взламываем, мороки много. А вот кеги других производителей «открыть» легче. Не буду выдавать все секреты моих коллег-продавцов, но одно скажу точно: да, квас в Ростове разбавляется именно на торговой точке. У каждого продавца свой рецепт разбавки. Кто-водой из-под крана, кто-то добавляет газировки, пепси, колы. Разницы во вкусе практически никакой. А поймать за руку нереально», – раскрывает тайны квасного бизнеса бывший продавец Юлия.
Всем – по белому халату!
Не надеясь поймать за руку продавца-мошенника, специалисты Роспотребнадзора пытаются по внешнему виду и отсутствию набора документов найти тех, кто поит ростовчан некачественным квасом. «Продавец должен быть опрятен, здоров, и стоять в чистом месте, а не в куче мусора», – говорит замначальника отдела питания областного Роспотребнадзора Маргарита Родионова. И дальше – по списку:
Для того, чтобы торговец квасом имел право продавать свой товар, он обязан иметь:
Личную медицинскую книжку;
Письмо Роспотребнадзора о соответствии торгового места санитарным нормам;
Удостоверение на качество кваса;
Накладную на этот квас. В ней должна быть указана дата изготовления, срок годности, условия хранения. Такая же информация должна находиться непосредственно на емкости с продуктом;
Соответствующую санитарным нормам одежду. Это, как правило, белый халат или белая куртка, белые косынка или колпак;
Место для торговли должно соответствовать санитарным нормам;
У продавца должны быть чистые одноразовые стаканы и емкость для использованных стаканов.
«Мы уже подвели итоги первых проверок. Результат – плачевный: более половины продавцов и точек продаж не соответствуют требованиям. Пачками выписываются предписания. Если нарушения не исправят, квасные бизнесмены могут лишиться места под ростовским солнцем», – настроена решительно Маргарита Родионова.
Попил кваску – попал в больницу
Отравление квасом, как и любое пищевое отравление, дает о себе знать спустя шесть-восемь часов после приема. Поэтому, когда будете вспоминать, что ели, не забудьте вспомнить и что пили.
В случае пищевого отравления могут проявляться признаки общего недомогания и так называемые локальные нарушения. К общим признакам относятся: слабость, повышение температуры, тошнота, рвота, частый и жидкий стул. Локальные признаки – боль в различных отделах кишечника, примесь крови в кале, увеличение печени. Самолечением заниматься не надо. Вызывайте скорую помощь. Мало ли какая степень отравления? Это может определить только специалист – то есть врач-инфекционист», – дает консультацию заведующий одной из ростовских поликлиник Александр Рубан.