Уголовное дело по факту повреждения конструкций Ворошиловского моста возбуждено не будет. Об этом корреспонденту 161.ru сообщила старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Ростовской области по связям со СМИ Галина Гагалаева. После того, как в конструкции моста были выявлены опасные дефекты, представляющие угрозу безопасности движения, он был закрыт, и транспортное сообщение внутри Ростова и связь его с южным пригородом серьезно ухудшились. Вскоре прокуратура подняла вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 216 и 293 УК РФ («Нарушение правил безопасности при ведении строительных и иных работ» и «Халатность»). Однако проверка показала, что вопросы надо задавать конструкторам, а не эксплуатационным службам.
«Как установлено в ходе проверки, основной причиной разрыва арматуры от коррозии стало наличие воды в коробчатых строения моста, что связано с конструктивными особенностями данного сооружения. В частности, люки для доступа внутрь коробчатых пролетных строений расположены на проезжей части моста, что увеличивает вероятность попадания воды внутрь, кроме того, для армирования конструкций пролетов применялась так называемая черная арматура, ничем не защищенная от коррозии», – подчеркнула Галина Гагалаева. Она добавила, что в ходе проверки были выявлены нарушения, связанные с порядком проведения осмотров моста, однако, эти нарушения не образуют состава преступления, в связи с чем принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Проектирование и строительство Ворошиловского моста проводилось во второй половине 50-х годов прошлого столетия в соответствии с нормативными документами, утвержденными в 1948 году. Надзор за состоянием этой ростовской достопримечательности в течение многих лет осуществляли специалисты Саратовского института «Проектмостреконструкция». По их заключению, в ходе проектирования моста было допущено несколько ошибок. В частности, проектировщики не учли, что в коробчатые пролетные строения моста может попасть вода, внутреннего водоотвода не было. Не предусмотрели инженеры и доступ наблюдателей в полости «коробок», поэтому осмотреть состояние арматуры и предупредить ее коррозию вовремя никто просто не мог. Кроме того, мост попросту не выдержал нагрузок. Таким образом, по мнению экспертов, применение при проектировании так называемых предварительно напряженных конструкций пролетов моста, которые к началу 60-х годов прошлого века считались передовыми и перспективными, в условиях повышенной нагрузки на конструкции оказалось неоправданным.
«При расчетной нагрузке в 19 тысяч автомобилей в сутки через Ворошиловский мост в последние месяцы ежесуточно проходило около 46 тысяч единиц автотранспорта, что могло привести к ослаблению конструкций моста, – сказал заместитель руководителя Саратовского проектного института «Проектмостореконструкция» Николай Никулин. – В Пскове на реке Великой стоит мост, аналогичный Ворошиловскому. На каждый из четырех пролетов того моста уже установлены поддерживающие опоры. Причина та же – снижение несущей способности пролета», – подчеркнул Николай Никулин.
Напомним, 19 октября 2007 года при плановом обследовании Ворошиловского моста в низовой коробчатой балке пролетного строения специалистами Саратовского института «Проектмостреконструкция» было обнаружено раскрытие стыка между блоками Б-45 и Б-46. С 21 октября автомобильное и пешеходное движение по Ворошиловскому мосту было полностью закрыто. Транспортные потоки были перенаправлены в сторону Западного въезда и Аксайского моста, что привело к возникновению пробок в городе.
Из бюджета Ростова-на-Дону на проведение ремонтных работ было выделено 80 млн рублей.
К 1 декабря под аварийный пролет была подведена поддерживающая опора, после чего по мосту было открыто ограниченное движение пассажирских автобусов.
Не исключено, что полностью движение по Ворошиловскому мосту не будет восстановлено. Мэр Ростова Михаил Чернышев заявил о необходимости строительства в черте города нового моста через Дон.