Тела трех членов экипажа сухогруза «Нахичевань», который затонул в Керченском проливе, найдены и опознаны. Все они из Ростовской области, сообщил корреспонденту 161.ru начальник пресс-службы Южного регионального центра МЧС России Олег Греков. ПО данным спасателей, семь из восьми пропавших членов экипажа сухогруза «Нахичевань» – жители Ростовской области, один – житель Астраханской области.
Сухогруз затонул 11 ноября в результате сильного шторма, который разразился в Керченском проливе и акватории Черного моря. Сила ветра достигала 32 метра в секунду, на море понимались волны высотой до пяти метров. В результате стихийного бедствия 13 судов класса «река-море» потерпели крушение. Четыре судна затонуло, шесть были сорваны с якорей и сели на мели, два танкера получили повреждения. В море вылилось около 1 300 тонн мазута, около 6 800 тонн технической серы находится на затонувших сухогрузах, говорится в сообщении, распространенном ЮРЦ МЧС России.
Танкер «Волгонефть-139», груженый более чем четырьмя тысячами тонн мазута, стал первой жертвой сильнейшего шторма. На рассвете 11 ноября от сильного удара волны он просто разломился пополам: носовая часть осталась на плаву, удерживаемая якорем, а корма с экипажем пустилась в дрейф. То, что моряки остались живы, специалисты называют чудом. Всего же в ходе спасательной операции, которая продолжается с воскресенья, удалось спасти 35 человек из числа членов экипажей затонувших судов. Тела трех погибших членов экипажа сухогруза «Нахичевань» в спасательных жилетах были обнаружены 11 ноября на берегу близ косы Тузла. Еще троих удалось найти живыми. С диагнозом «переохлаждение» они доставлены в больницу в Темрюкском районе.
Как удалось выяснить корреспонденту 161.ru, у кока экипажа Анны Рей врачи подозревают пневмонию. Состояние двух матросов – Александра Горшкова и Романа Радонского – опасений не внушает, и сегодня с ними начинают работать представители прокуратуры. Им предстоит описать ход событий и максимально уточнить обстоятельства, повлекшие гибель судна.
В соответствии с законодательными нормами, вся ответственность за любые решения, связанные с судовождением, в том числе и в условиях чрезвычайной ситуации, лежит на капитане. Между тем действия капитанов погибших, пропавших без вести либо же пострадавших в минувшее воскресенье судов уже подверглись резкой критике. Так, в своем заявлении губернатор Краснодарского края Александр Ткачев подчеркнул, что капитаны и судовладельцы всех кораблей получили метеосводку и штормовое предупреждение, и к катастрофе привлекла именно безответственность капитанов.
Что же касается экологических последствий воскресного шторма, то местные «зеленые» не склонны все списывать на капризы погоды. По их мнению, власти Украины и России не уделяли должного вниманию проблеме безопасности морских перевозок промышленных грузов, представляющих угрозу окружающей среде. «Корни случившегося лежат в том, что в Керченском проливе в 1999 году в составе российского порта Кавказ был организован так называемый рейдовый перегрузочный комплекс (район) «Таманский» — фактически новый плавучий нефтехимический порт, через который по примитивной технологии с борта на борт началась массовая перевалка нефти, нефтепродуктов, серы и удобрений с маломерных судов на крупнотоннажные, – комментирует ситуацию ИА «РИА Новости» Андрей Рудомаха, лидер Экологической Вахты по Северному Кавказу, одного из наиболее активных членов Медународного социально-экологического союза в этом регионе. – Украинский порт Керчь также начал подобную рейдовую перевалку на якорной стоянке №450 в 2001 году.
В результате в Керченском проливе на рейде постоянно находится большое количество судов с опасными грузами. Что в силу чрезвычайно сложных для навигации условий Керченского пролива, обусловленных такими факторами как мелководность, высокие ветровые нагрузки (штормовые ветры со скоростью более 15 метров в секунду в этом районе отмечаются в среднем в 28% дней в году), отсутствие каких-либо естественных укрытий для судов, возможность образования смерчей представляет собой мину замедленного действий, которая рано или поздно должна была взорваться. В Керченском проливе в принципе нельзя было организовывать такой нефтехимический порт».
Тем временем МЧС продолжает спасательную операцию и работы по ликвидации экологических последствий шторма. «Сегодня в район места происшествия выдвинулась сводная мобильная группа 495-го отряда спасательного центра ЮРЦ МЧС (место дислокации – п. Ковалевка Ростовской области). Группа будет работать по сбору нефтеотходов. Определены два места выброса нефти – это район населенного пункта «Ильич» и все побережье косы Тузла», – рассказал Олег Греков. Он добавил, что нефтяное пятно в районе населенного пункта «Ильич» составляет 800 метров в длину и 10 метров в ширину. Всего в работах по ликвидации ЧС задействованы 612 человек и 489 единиц техники.