Человек может почти всё.
Эта мысль не покидала меня, когда я писала три очерка женщин, ставших мамами в инвалидных колясках. Частично парализованные люди, лишенные возможности ходить, могут быть родителями. Отличными родителями, внимательными и заботливыми.
Мы решили изучить тему материнства в колясках во всех возможных сценариях: рассказать историю матери-одиночки, полной семьи и выяснить, как отбирают детей из-за инвалидности матери. Поэтому очерка три. У всех женщин были сломаны позвоночники.
Светлана Чумак воспитала двух детей одна. Она попала в аварию в 23 года, сейчас ей 41. Дочь родила и вырастила на Камчатке. Выдав замуж, в одиночку перебралась на юг. У нее не было конкретного плана, работы, жилья, финансовой поддержки. Было только желание стать хозяйкой своей жизни и прервать период, когда снег на полгода запирал ее дома. Люди в колясках со всей страны переезжают на юг, потому что из-за климата среда у нас доступнее.
Она не из тех, кто живет на пенсию. После травмы Света получила права, научилась водить машину на ручном управлении. Таксовала, потом была оператором такси. Сейчас она ведет соцсети салонов красоты.
В Краснодаре Светлана встретила мужчину и родила сына. Партнер бросил ее, когда она была беременна. Света родила сына на седьмом месяце и еще два сцеживала грудное молоко в унитаз — потому что хотела кормить ребенка сама. Она живет на съемной квартире. Сейчас сын Светланы ходит в детский сад. Декрет она финансово вытянула сама.
И сын Светланы кажется абсолютно обычным ребенком: сытым, одетым, чистым, он собирает маме листья во дворе, открывает перед ней двери и тянется обнимать. С пяти месяцев он летал с мамой на Камчатку и обратно. Даня много улыбается.
Что меня в Свете поразило: она совсем не боится менять жизнь. Она не жалуется. Не говорит, что ей тяжело. Она не помнит, как это — легко. Света адаптировалась к физическим ограничениям, но не позволяет им брать верх над ее судьбой. В ней огромная потребность заботиться, любить.
Вторая женщина, о которой мы рассказали в тексте — это 50-летняя Елена Гордеева. Она тоже переехала на юг из-за снега, который мешал ей жить в родном Нижнем Новгороде. Елена случайно упала с четвертого этажа, пережила клиническую смерть. Забеременела после травмы, родила дочь, вырастила ее вместе с мужем.
И при такой судьбе Гордеева называет страшным только прокат на верблюде в Египте. Она путешествовала с дочерью. Еще профессионально занималась греблей, была в сборной.
Третья история меня потрясла невероятной силой воли. Яна Дворникова всегда выглядит безукоризненно. Сидит в инвалидной коляске, закинув ногу на ногу. Жалость для нее неприемлема. Яна хочет восхищать.
Ей 45 лет. В девятнадцать Яна попала в ДТП на новогодних праздниках и еле выжила. Муж отобрал у нее дочь из-за инвалидности и бросил в больнице со словами «Да кому ты теперь нужна». Яна доказала, что нужна: еще дважды вышла замуж. Жених всю свадьбу носил ее на руках, чтобы на снимках не было видно коляски.
Дворникова победила в нескольких конкурсах красоты, участвовала в чемпионате России по танцам на колясках. Сейчас Яна шьет одежды для сидящих людей, потому что обычная смотрится на них не так выигрышно.
Дочь Дворниковой жила на два дома, в основном ее воспитывала бывшая свекровь Яны. Разлука с дочерью далась Дворниковой тяжело. У нее была «железная» мотивация выздороветь, чтобы забрать ребенка к себе. Дворникова считает, что только в последние годы их связь стала крепнуть. Особенно она усилилась, когда дочь сама стала матерью.
Мне очень хотелось написать текст на эту тему. Дело не в самом материнстве, а точнее — не только в нем. Просто это гигантская история преодоления. Свидетельство того, что человек может если не всё, то очень многое. И часто наши ограничения, сковывающие в жизни, существуют главным образом в наших головах.
Глядя на этих женщин, я думала: вот это у них характер. Они цельные личности. Они влюбляются, строят отношения, откровенно говорят о мужчинах, материнстве и одиночестве. Не боятся менять судьбу. Не жалуются на жизнь — в отличие от многих людей без инвалидности. Не ищут виноватых, а концентрируются на том, как жить полноценно при тех условиях, которые у них есть.
Я думаю, этому стоит поучиться. На школьных уроках мы решали задачи по физике и геометрии, записывали в один столбик «дано», в другой — решение. У меня такое впечатление, что я наблюдала этот процесс в жизни, глядя на этих женщин.