Последние два года на манеже Тульского цирка проходит Международный детский и молодежный фестиваль «На языке мира» (0+). Участники из разных уголков планеты продолжают удивлять своими номерами: кто-то выполнял сложные акробатические трюки, а кто-то парил на высоте 15 метров без страховки.
За каждым из номеров стоит сложная работа. Как юные участники репетировали и совмещали цирк со школой — выяснили наши коллеги из тульского издания 71.RU.
«Трудно не всегда»
Главную награду фестиваля — Гран-при — завоевал 12-летний Артур Воложанин из Ростова-на-Дону с номером на проволоке «Аллегретто». Для него цирк — это не что-то новое и необычное, ведь он родился в династийной семье и по сей день ездит с ними на гастроли. Папа победителя Михаил дрессировал медведей и обезьян, а мама Ольга — кошек.
В каждом городе мальчик находит новых друзей, увы, все они временные, и общение поддерживается только в тот период, пока Артур с ними учится.
— Пока в городе — так и общаемся. К сожалению, друзья в моменте, но я всех помню, — отметил Артур.
Каждый день эквилибриста расписан по минутам: сначала у него обычная школа, затем — музыкальная, а дальше — занятия в цирке.
— Обычно, когда приезжаем в новый город, первым делом оформляюсь в школу. Приходим с документами, и на месяц там остаюсь. С музыкальной школой то же самое. В принципе я всё совмещаю нормально — трудно не всегда, и адаптация более-менее легкая.
С утра я хожу в школу, после забегаю домой, а дальше зависит от дня — иногда сразу в музыкалку, а иногда сразу в цирк. Потом возвращаюсь, делаю уроки и ложусь спать, — признаётся Артур.
С раннего детства мальчик занимается разными видами циркового искусства: от жонглирования и моноколес до хождения по свободной проволоке и канату. Последнее больше всего пришлось по душе Артуру — он тренируется с шести лет.
Сейчас парень не боится выступать без страховки, поскольку уверен в том, что делает на высоте.
— Без страховки не очень страшно выступать, но бывают разные трюки. С некоторыми я чувствую, что если ошибусь, то могу схватиться за канат — то есть не упаду и не расшибусь. А есть трюки, когда ты отрываешься от каната на высоту и понимаешь: если ты попадешь мимо и вбок полетишь, там будет очень сложно выкрутиться. Это страшно, но я не зацикливаюсь на этом, — добавил Артур Воложанин.
При этом победитель признаётся: для фестиваля как-то по-особенному он не занимался. Плотное расписание тренировок — это рутина.
«Дошло до паники и истерики»
Золотой награды удостоены гимнасты из пермского народного цирка «Молодость». 16-летняя Юлия Головина и 17-летний Глеб Нижельский представили на фестивале свой номер «Кукольный домик».
Оба занимаются цирковым искусством с детства. Глеба в цирк привел отец (он же тренер коллектива), а Юлию — мама, которая просто хотела чем-то заинтересовать активную девочку.
— Я вообще не особо что-то хотела, потому что была маленькой — всего пять лет. Просто я была очень активной, меня надо было чем-то занять, мама привела меня в цирковую студию, и мне понравилось. Сейчас тренировки у нас всегда проходят по-разному, но обычно шесть раз в неделю — иногда час, а иногда — четыре, — поделилась Юлия.
На фестиваль яркий дуэт подал заявки еще в феврале 2024 года, но ответ пришел ближе к осени. Причем номер «Кукольный домик» изначально готовили для Дельфийских игр, но там так и не удалось выступить.
В 2024 году в России отменили проведение Дельфийских игр. Это соревнования по дисциплинам художественного, прикладного и научно-исследовательского творчества.
— Сначала нужно было прислать комиссии видео номера на оценку, а они уже решают, брать нас или нет. Всё было онлайн, и мы были в неведении, долго ждали результатов — около полугода, переживали. И наконец пришел ответ, что нас берут. Причем было это неожиданно: тренер позвонила и сказала, что срочно нужно делать фото для афиши и готовиться к поездке в Тулу.
Наряды для фестиваля мы выбирали сами. У нас в Перми большая команда, а все эскизы рисовала наш хореограф, которая по совместительству еще и художник по костюмам. Потом всё передавали швеям, а блестяшки наклеивали сами. Участие и проживание для нас бесплатно, но за костюмы платили — 21 тысяча за один. Нам потом эту сумму компенсировали, — подчеркнула Юлия.
Для девушки самый сложный трюк — когда она на шпагате в воздухе, а для Глеба — заключительная часть, в которой требуется координация и правильное дыхание. Суть в том, что парень должен крепко держать Юлию, исполняющую трюки, и при этом ровно висеть вниз головой.
— На манеже мы не репетируем, у нас нет такой возможности, а тут абсолютно всё по-другому. И длина тросов тоже очень сильно влияет на технику исполнения трюка. Мы первый раз сейчас вышли на манеж, и, естественно, дыхалка просто умерла. Но мы всё равно держимся до конца, да и вообще понимаешь, насколько ты устал, только когда уходишь за кулисы. Бывает, что всё — падаешь прям, будто мозг настолько пересыхает, что ты ни слова сказать ничего не можешь. Но поддержка зрителей огромную роль играет.
И на самом деле, возможно, это незаметно, но мы переговариваемся во время номеров частенько. Иногда что-то друг другу подсказываем, тем более если это новая площадка и круглый манеж, — отметил Глеб.
Выступали Юлия и Глеб без страховки — внизу были только маты. И оба участника признались, что находиться на высоте иногда бывает страшно. Молодой человек научился контролировать страх, а девушка могла впадать из-за этого в истерику.
— Из страховки были маты. Но есть такой небольшой секрет — в ремнях, с которыми мы работаем, есть специальные тренчики. Когда мы руку в ремень просовываем, мы затягиваем ремень, тренчик, и всё — хотя бы рука никуда не сорвется. На высоте я обычно быстро ориентируюсь, когда тренер орет: «Делай! Можешь!» И это, знаете, как будто заряжает. Это толчок, который необходим для артиста, — поделился гимнаст.
Тренчик — это узкий ремешок, с помощью которого делают крепление чего-либо.
— Многие думают, что гимнасты не боятся высоты, но на самом деле боятся. Потому что, если какой-то трюк не отработан и ты чувствуешь себя неуверенно, становится очень страшно, и можно даже сделать что-то неправильно. Когда я работала на канате, там нужно было сделать сальто — дошло до паники и истерики, говорила, что не пойду. Но руководитель помог собраться, — добавила Юлия.
Сейчас и Юлия, и Глеб учатся в школе — они в 10-м и 11-м классах. Несмотря на надвигающийся ЕГЭ, продолжают активно тренироваться.
Более того, у Юлии даже сложилось ощущение, что в 10-м классе стало проще, чем раньше.
— В школе вполне нормально совмещаем. Учиться обязательно надо, просто без тренировок вообще никуда — форму надо держать. Но мне кажется, что в старших классах стало даже проще, потому что относятся как ко взрослым, позволяют самим определять, что нам нужно, — отметила Юлия.
Она хочет связать свою жизнь с цирком, но после школы собирается получить какую-нибудь техническую специальность. По словам Юлии, ей это близко, и она хорошо разбирается в точных науках, а «нормальное» образование не помешает.
— Определенно, я хочу связать свою жизнь с цирком, но сейчас цирковое образование необязательно — смотрят в первую очередь твои работы. Потом, возможно, если мне это понадобится, я пойду получать даже режиссерское образование, но это всё потом. Бывает разное, и, может быть, я не смогу долго работать в цирке — люди же не железные, — считает девушка.
Глеб же более точно определился со своим будущим. Он планирует поступать в институт культуры в Перми на режиссера цирка, а потом рассчитывает получить актерское образование в ГИТИСе .
«Школу в цирк превращают»
Еще одну золотую награду увезут братья Данат (10 лет) и Данали (8 лет) Досбатыровы в Алматы. Они выступили с гимнастическим номером на ремнях «Аманат» — он передает атмосферу и культуру Казахстана.
Папа Даулет Досбатыров (тоже артист цирка) рассказал, что оба мальчика занимаются цирковым искусством с четырех лет.
— Мы представители Казахстана и цирковой династии в третьем поколении. Мальчики два года уже официально являются штатными артистами Казахского государственного цирка.
Ребята параллельно занимаются спортивной гимнастикой, состоят в юниорской сборной Казахстана. Еще увлекаются шахматами, играют на национальном инструменте домбра, ходят на плавание и иногда боксируют. Вообще, мальчикам свободного пространства не нужно давать, иначе начинается хулиганство. Но у нас всё дружно и весело — у мальчишек есть детство.
В школе иногда жалуются, что Данат и Данали балуются, школу в цирк превращают. У меня у самого пять красных дипломов, три — связаны с цирком, поэтому образование для нас — немаловажный фактор, — утверждает Даулет Досбатыров.
Обычный день у братьев из Казахстана выглядит так: подъем в 6 часов утра, спортивная гимнастика, питание, а после школа — один учится в первую смену, а другой — во вторую. Вечером после всех дел они уже занимаются цирковым искусством.
Полноценный выходной у Даната и Данали всего один — это воскресенье.
— В воскресенье у нас семейный день, день для друзей, одноклассников. То есть полностью отвлекаемся от всего — гуляем, играем, шутим, — добавил Даулет.
Номер для фестиваля Досбатыровы подготовили с нуля, а режиссером выступает сам Даулет. Тренировки перед столь важным мероприятием пришлось усилить, но это дало результат.
— Это эксклюзивная постановка в традициях нашего народа с красивой музыкой. Перед фестивалем мы репетировали в два раза больше, — отметил Даулет Досбатыров.
«Не боюсь высоты»
Серебряную награду получила 9-летняя Элен Мартиросян — представительница Армении. Для фестиваля она подготовила номер «Сон первоклассницы», и он впечатляет — малышка, улыбаясь, парит на высоте больше 10 метров, и всё это без страховки!
Высоты Элен совсем не боится, возможно, из-за того, что начала заниматься с ранних лет.
— Я занимаюсь воздушной гимнастикой с четырех лет и не боюсь высоты ни на арене, ни в жизни. Номер мы готовили около трех с половиной месяцев, а тренировалась я по паре часов в день все семь дней в неделю, — рассказала Элен.
«Цирк любит больше, чем гулять»
В Туле также побывал и 12-летний мальчик из Вьетнама Тран Бао Хан. Он выступил с номером, где жонглирует на моноцикле — зрелище завораживает. Однако никакого приза гость из солнечной страны не получил.
Цирковым искусством Тран Бао Хан занимается с семи лет. Несмотря на то, что его родители работают во вьетнамском цирке, мальчика в профессию родители не втягивали.
— Мы приехали из Вьетнама — нас пригласили, а год назад мы уже приезжали в Россию на другой цирковой фестиваль. Заниматься начали в родной стране. У нас культура такая, что время на хобби остается только после всех уроков.
Цирк Тран Бао Хан любит даже больше, чем гулять, — признался его дедушка.
Во Вьетнаме мальчик тренировался два-три раза в неделю по три часа, а в России перед фестивалем тренировки стали ежедневными.
Про фестиваль
Международный детский и молодежный цирковой фестиваль «На языке мира» проходил в Туле с 6 по 8 декабря, его режиссерами-постановщиками были заслуженный артист России и Грузии, художественный руководитель «Королевского цирка» Гия Эрадзе, а также народная артистка Удмуртской Республики и главный режиссер Росгосцирка Елена Петрикова.
Специально для фестиваля сделали уникальные декорации, в том числе аттракцион в виде языка клоуна, из которого выпрыгивают артисты.
— Я очень рад, что первые шаги ребят будут сделаны в Тульском цирке, — заявил Гия Эрадзе на пресс-конференции.
Главные требования к участникам — возраст от 5 до 18 лет и талант. Чуть больше чем за полгода до фестиваля организаторы начали принимать заявки: кандидаты должны были записать видео со своим номером и ждать приглашения.
Организаторы смогли собрать более 150 талантливых ребят из России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Таджикистана и Вьетнама. Способности участников оценивали известные члены жюри, среди которых были:
Гия Эрадзе — заслуженный артист России и Грузии, художественный руководитель «Королевского цирка»;
Сергей Беляков — гендиректор Росгосцирка;
Татьяна Рыбкина — министр культуры и туризма Тульской области;
Елена Шевченко — директор государственного училища циркового эстрадного искусства имени Румянцева (Карандаша);
Анастасия Сарасеко — гендиректор Гомельского государственного цирка;
Габриэла Попова — артистка цирка из Германии;
Иван Дефорж — дрессировщик, артист цирка из Франции.
Конкурс дает возможность даже самым маленьким артистам сделать первые шаги в профессиональный цирк и показать свой талант. Участие могут принимать как любительские коллективы, так и школы, и соло-исполнители.
Фестиваль «На языке мира» прошел четвертый раз подряд. Два последних были именно в Тульском цирке, а ранее — в Красноярске.