7 декабря мир отмечает День гражданской авиации. Вряд ли найдется профессия более романтическая, чем гражданский летчик. Конечно, есть свои издержки – тугие наутюженные воротники, аккуратные и строгие стюардессы, зверский регламент, дисциплина... Зато взамен – всамделишная способность летать. То есть управлять летательным аппаратом, но кого волнует это уточнение на высоте в десять километров, над облаками, где чувствуешь себя по-настоящему свободным? Стремления современного выпускника к касте небожителей, как правило, натыкаются на высокий конкурс в летных училищах и на то, что эти самые училища имеют тенденцию закрываться. Что остается? Только мечтать… В сегодняшнем обзоре – пять картин «о небе», которые помогут вам в этом приятном занятии.
Мимино (1977)
Классика несгибаемого Данелии – незамысловатая история вертолетчика Валико, который грезит о работе на международных авиалиниях, но на деле занимается перевозкой кур, баранов и коров по деревням. Когда он все-таки решается сделать шаг к мечте, Москва встречает его не слишком приветливо: сначала выселяют из гостиницы, потом кончаются деньги, случается арест, да еще и Лариса Ивановна обидно шутит в телефон. Единственный друг, который оказался с Валико, – случайный сосед по гостиничному номеру Рубен. Он изо всех сил старается помочь соколу, но выходит как-то слишком по-армянски.
«Мимино» рассказывает нам о том, как важны для нас родные корни, как близка сердцу малая родина и как стремление к мечте может разбиться о неприветливую атмосферу больших городов – спешных, склочных и холодных. Картина буквально растащена на цитаты и заслуженно входит в золотой фонд советского кинематографа. Так что, современный зритель, я тебе один умный вещь скажу, ты только не обижайся: пересмотри!
Поймай меня, если сможешь (2002)
Фрэнк с самого детства был необычным мальчиком: не имея возможности толком где-то выучиться и найти честную работу, Фрэнк для достижения цели вовсю использует свои таланты. А их ровно два – обаятельность и привлекательность. Конечно, впоследствии обнаружатся и недюжее ораторское мастерство, и способность к качественной подделке чеков… Чтобы Фрэнку жизнь медом не казалась, на него начинают охоту федералы в лице Карла Хэрнетти, для которого постепенно поимка мошенника превращается из рутинной работы в дело чести. К тому времени, как Карл будет идти за героем буквально по пятам, Фрэнк успеет «поработать» летчиком, юристом, хирургом, вовсю пользуясь бонусами от каждого нового статуса, срывая джек-поты с банков и чулки с самых красивых женщин страны. И всё – в двадцать один год.
«Поймай меня, если сможешь» – едва ли не самая роскошная экранизация биографии. Во-первых, благодаря действительно экстраординарным событиям, которые имели место в шестидесятых, во-вторых, благодаря руке Стивена Спилберга, который поставил картину.
Терминал (2004)
Снова Спилберг, снова по мотивам реальных событий и снова – Том Хэнкс. Только теперь его герою не приходится гоняться за самым дерзким мошенником Америки, ему приходится буквально жить в аэропорту. Главный герой, Виктор Наворски, попадает в щекотливое положение: пока он летел из Кракожии в Штаты за последним автографом джазмена для коллекции отца, его страна перестала существовать на картах мира. Нет страны – нет паспорта, значит, и обратно его отправить никак. Пока директор аэропорта Фрэнк Диксон пытается осмыслить и решить эту бюрократическую ошибку, Наворски осваивает предоставленное ему пространство и пытается вести нормальную жизнь в стенах терминала. То есть – знакомиться с этого обитателями, работать, развлекаться, любить…
«Жизнь – это ожидание», гласит слоган картины. Но это ожидание можно сделать не таким утомительным, даже будучи заурядным человеком, не владеющим английским и не представляющим интереса для других. Достаточно быть всего лишь честным, открытым и готовым к приключениям. А провести в терминале аэропорта добрых 18 лет, как это пришлось прототипу главного героя – то еще приключение.
Мне бы в небо (2009)
Работа юриста Райана Бингэма подразумевает частые переезды – от самолета к самолету, от города к городу. И он совсем не против: такой стиль жизни – мечта, и Райан изо всех сил старается делать так, чтобы это продолжалось как можно дольше. Однако компания, где он трудится, решает сменить курс в пользу информационных технологий, которые значительно сокращают время и затраты на выполнение задач заказчиков. Для этого Бингэму отряжают стажерку Натали и отправляют их в последний «авиатур» по городам страны, чтобы выявить реальную выгоду от новой стратегии. Бингэму такая перспектива не нравится, и он старается показать Натали все прелести «жизни наверху».
Разумеется, у него ничего не выйдет: Натали собственным примером приводит аргумент, против которого Райану нечего возразить. Этот аргумент – семья, которой главный герой так и не смог обзавестись к своему пятому десятку. Противопоставление двух полярных образов жизни – в небе и на земле – не самоцель картины. Ее главная мысль – в верной расстановке приоритетов, которые не учитывают «путешественники» в погоне за комфортом.
Вверх (2009)
Карл Фредриксен, главный герой пиксаровского «Вверх», в день, когда застройщики прижали окончательно, привязал к своему дому воздушные шарики и двинулся в неизвестном направлении, случайно прихватив с собой бойскаута Рассела. Летит по воздуху? По воздуху. На самодельном летательном аппарате. Более гражданской авиации не бывает. Героев заносит в Южную Америку, где им приходится не только каким-то образом сосуществовать, что, надо сказать, задача не из легких, но и вступить в неравный бой с Чарльзом Минцем, злым гением и разводчиком говорящих доберманов.
«Вверх» воспитывает стремление к мечте, и несмотря на то, что мультфильм ориентирован на юного зрителя, в первую очередь его будет интересно смотреть зрителю постарше, который уже окунулся в реальность, где большинство людей скучно живут и не менее скучно умирают.
Чтобы эти слова не относились к нашей с вами жизни, всего-то стоит хоть иногда забрасывать быт в самый дальний угол и предпринимать попытки к тому, чтобы мечты, какими бы сумасшедшими они ни были (в рамках УК, конечно же), обратились реальностью.