Мы каждый год снимаем линейки 1 Сентября — это всегда толпы празднично одетых детей и родителей, связки шариков и охапки тяжелых букетов. Но в этот раз мы покажем, как прошел День знаний в крошечном хуторе Ковылкин Тацинского района. В первый класс ковылкинской школы вчера пошли восемь детей, а всего там 60 учеников.
Путь от Ростова до Ковылкина занял почти четыре часа, наш фотокорреспондент Евгений Вдовин отправился туда на машине. У редакции была договоренность с одной из мам: она разрешила снять, как ее сын идет первый раз в школу. Но на месте планы изменились.
Первый раз в мини-класс
Я приехал в хутор ближе к семи вечера, припарковался недалеко от школы. Местные сразу подсказали, где искать директора Ольгу Анатольевну Пузанову — конечно, в школе.
Мы перекинулись парой фраз, и выяснилось, что Елена, мама первоклассника, с которой я договаривался, передумала. Точнее ей не разрешил муж. Но директор уже успела договориться с другой мамой. Позже приехал муж Ольги Анатольевны, который работает в той же школе сторожем, и мы поехали к Марине, маме нашего нового героя, семилетнего Артема, познакомиться с ребенком накануне волнительного дня.
Нас встретила бабушка мальчика: Марина гладила рубашку сыну, а сам он смотрел телевизор.
Тёма меня не испугался, но слегка застеснялся. Перед 1 Сентября он сказал, что хочет уже пойти в школу.
С утра я зашел в школу. 1 Сентября в хуторе началось рано: к линейке школа начала готовиться в пять утра. Муж Ольги Анатольевны с одним из отцов устанавливали аппаратуру и баннер для будущей фотозоны. Учителя украшали кабинеты и развешивали воздушные шары во дворе школы. Всё без спешки, но быстро.
В 07:30 я уже был у Артема. Мальчик только-только закончил завтракать. Идти в школу он уже передумал, но не капризничал. Мама помогла ему надеть непривычную одежду: брюки, рубашку, жилетку, пиджак и галстук-бабочку.
Артем сам собрал рюкзак, сегодня он был не нужен, но примерить хотелось. Огромный рюкзак на нём смотрится забавно, и с непривычки мальчик чуть не упал на спину.
Марина училась в той же школе. Она говорит, что пешком до нее идти минут 20 размеренным шагом, а когда она сама была школьницей, то доходила и за 10 минут. Но сегодня Артем едет на машине.
Линейка не для всех
Перед линейкой первоклашек завели в кабинет, чтобы классная руководительница рассказала, как вести себя на мероприятии. Заодно на детей надели праздничные ленты с надписью «Первоклассник».
В первом классе восемь учеников. Артем знает всех, кроме одной девочки, которая будет приезжать из соседнего хутора. С остальными же он ходил в детский сад.
На линейке — только первый и девятый классы. Начальный и выпускной. Десятых и одиннадцатых классов в школе нет: ученики предпочитают после девятого поступать в колледжи и уезжать из хутора. В этом учебном году из девятого класса выпустятся всего пять человек.
Для родителей поставили стулья в школьном дворе. Но не все могли усидеть на месте, ведь хочется получше рассмотреть своих детей и успеть сфотографировать на смартфон.
Линейка в хуторе ничем не отличается от линеек в городе: ученики читали стихи, пели песни, танцевали. Только людей гораздо меньше, чем в любой ростовской школе.
Если в больших школах традиционно Первый звонок дает первоклашка, сидя на плече у одиннадцатиклассника, то в ковылкинской школе его дала учительница. А за ней шла гуськом ребятня, звоня в маленькие колокольчики — таков был сценарий.
Из-за пандемии в линейке не смогли участвовать ученики со второго по восьмой классы, но их легко можно было заметить в окнах — наблюдать через стекло никто не запрещал. Все-таки для такого маленького хутора 1 Сентября — один из немногочисленных праздников, и пропускать его не хочется.
Уже в классах «новобранцам» объяснили, как правильно вести себя на уроках. Учительница в игровой форме познакомилась с ними и познакомила малышей с четвертым классом, с которым у них иногда будут совместные занятия. Там тоже мало детей, как и в любом другом классе ковылкинской школы.
Артем говорит, что ему всё понравилось.
Маленькая школа маленького хутора
Еще один факт: количество учеников сокращается с каждым годом. По словам завуча Ирины Белимовой, десять лет назад в школе училось 80–90 детей, сейчас — 60. Да и самих жителей хутора становится всё меньше и меньше: по словам местных, сейчас в Ковылкине живут примерно 600 хуторян. В «Википедии» говорится, что в 2010 году там проживал 791 человек.
По словам завуча, молодежь уезжает, особой работы для них нет. Хутор держится на железной дороге, школе, администрации и фермерских хозяйствах.
У ковылкинской школы есть маленький филиал на большом расстоянии — школа в хуторе Луговом. Находится она примерно в 15 километрах от Ковылкина, да еще и по другую сторону трассы А-260. В двухэтажном здании сейчас учатся всего 18 детей.
Ирина Белимова говорит, что выстроить маршрут школьного автобуса — это один из процессов. Ведь ему нужно заехать в несколько хуторов и привезти семерых учеников в Ковылкин. Выезжает из Тацинской и забирает каждого ребенка.
Проблема с педагогическими кадрами в школе решается очень просто — профильной переподготовкой. Завуч пояснила, как это выглядит на деле:
— Учил ты немецкий — будешь вести биологию или химию, — сказала Белимова.
Сейчас в школе преподают девять учителей, все они местные. Сама завуч ведет русский язык и литературу, а также кружок прикладной журналистики. Директор Ольга Анатольевна — ОБЖ и физкультуру, заодно и секцию волейбола на базе школы. Есть и секция футбола: на занятия специально приезжает тренер из другого поселка.