Подготовка технических специалистов в российских вузах сегодня не соответствует требованиям производства, сообщает Союз машиностроителей России. Вузы потеряли связь с предприятиями и выпускают специалистов, которые не устраивают работодателя. Как обстоит дело с производственной практикой при подготовке инженеров в Ростовской области, 161.ru рассказали представители руководства донских вузов и сами студенты.
Второй международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего 2012» прошел в Иркутской области с 19 по 29 июля. Участие в мероприятии приняли более 1000 российских специалистов, ученых, аспирантов и студентов, а также свыше 400 зарубежных представителей.
Одной из центральных тем форума стала потеря связи современного образовательного процесса с реальным производством. Будущие инженеры обратились с призывом к руководителям отечественных компаний участвовать в образовательном процессе. По их мнению, это единственный способ для выпускника получить необходимый минимум знаний для продуктивной работы на предприятии.
Как заявил проректор по учебно-методической работе Московского государственного технического университета им. Баумана Сергей Коршунов, нужно разрабатывать такие схемы обучения, которые бы включали в себя стажировки на предприятиях и предложения работодателей по производственной практике и научным изысканиям. «По сути советская модель образования отвечала всем этим требованиям», – считает Сергей Коршунов.
«В нашем вузе все студенты на третьем-четвертом курсах практикуются в течение нескольких недель, – рассказывает руководитель производственной практики учебного отдела РГСУ Татьяна Вержбовская. – Они работают на предприятиях строительной отрасли. Здесь их принимают согласно договору, который кафедры заключают с организациями. Студенты ведут дневник, по итогом практики сдают зачет. Будущие инженеры получают реальное представление о современном производстве и практической стороне будущей специальности».
Между тем сами студенты не уверены в том, что в вузе можно получить реальный производственный опыт. «В нашем университете практику проходят на новочеркасском НЭВЗе, – объясняет студент одного из технических вузов Ростова-на-Дону Владимир Дьяченко. – Но практикой это, конечно, назвать сложно. Мой опыт стажировки на заводе свелся к следующему: мы с одногруппниками приехали на предприятие, руководитель провел экскурсию по заводу и на этом мы распрощались. Каждый из нас сдал отчет по практике, в котором только и требовалось, что рассказать о структуре завода, рабочем дне сотрудника. В реальном производственном процессе мы так и не поучаствовали».
Практиковаться на условиях личной инициативы у донских студентов также не получилось. «Мы, конечно, могли устроиться на завод на должность самого обыкновенного рабочего, чтобы хотя бы чему-то научиться, – рассуждает Владимир. – Но зарплату нам, как студентам, пообещали совсем мизерную. Этих денег не хватило бы даже для того, чтобы каждый день мотаться в Новочеркасск и обратно, я уже не говорю хотя бы о каком-то минимальном заработке. Да и сам руководитель практики сразу сказал, что это по большому счету не нужно ни нам, ни заводу».
По словам законодателей, перемены в подготовке будущих инженеров не заставят себя долго ждать. Новый закон «Об образовании», который совсем скоро вступит в силу, содержит нормы, способствующие восстановлению утраченных связей производства и вузов. «Инженерное образование требует особого внимания, – заявил первый заместитель председателя комитета ГД по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. – Здесь не обойтись лишь ручкой и бумагой. Без тесной связи, без постоянных контактов учебного процесса и производства подготовка грамотного инженера, способного участвовать в инновационной деятельности, сегодня невозможна!»
Фото: Фото с сайта Galanteria-skorzana.katowice.pl