Современная система образования четко делит детей на здоровых и инвалидов. Для малышей и школьников, имеющих ограниченные возможности, созданы специальные коррекционные детсады, школы. В последнее время заговорили о несправедливости такого подхода и необходимости развития общедоступного образования. Нужно ли детям-инвалидам учиться в общих школах, готовы ли учебные заведения принять таких учеников, как к этому отнесутся родители здоровых детей и сами школьники? Попробуем разобраться вместе.
В последнее время все чаще говорится об инклюзивном образовании, предполагающее обучение детей с ограниченными возможностями в общих школах. Раньше для ребят, имеющих какие-либо отклонения в здоровье, создавали отдельные группы или классы. В результате дети общались только с такими же, как они. Но, согласитесь, нельзя для людей, например, с сахарным диабетом, построить отдельные дома, офисы, предприятия. Так или иначе детям с ограниченными возможностями придется в будущем общаться с обычными людьми. Сторонники инклюзивного образования уверенны, что чем раньше будет установлен такой «мостик», тем быстрее пройдет адаптация инвалидов.
В России создано несколько тысяч дошкольных и школьных учреждений коррекционной направленности, в них воспитываются дети, имеющие ограниченные возможности здоровья, – ВИЧ-инфицированные, малыши, требующие особое питание, с болезнью Дауна, аутисты, ребята с нарушением слуха, слепые.
В некоторых городах уже есть попытки совместного обучения детей, имеющих отклонения в здоровье, и обычных. Например, в челябинском МАДОУ №17 воспитываются 118 малышей, из них 72 ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Детский сад имеет лицензию на оказание медицинской помощи таким ребятам. В нем созданы все условия для полноценной коррекции осанки, плоскостопия, укрепления мышечного корсета. Малыши ходят на массаж, занимаются физкультурой, в каждой группе есть детские тренажеры, различные массажеры для ног. «Тенденция совместного обучения – замечательная. Она учит толерантности, что в дошкольном образовании просто необходимо. Ведь дети дальше идут в школу, и, конечно же, они должны терпимо относиться друг к другу. В жизни маленькому ребенку, а потом и взрослому, будут встречаться разные люди, поэтому ко всем нужно относиться как к самому себе, как к равному. Когда есть такие интегрированные группы, где наряду со здоровыми детьми учатся малыши с нарушениями, ребята уже адекватно друг друга воспринимают, поэтому никаких проблем не возникает», – говорит заведующая МАДОУ №17 Ирина Рыбалко.
Как оказалось, многие мамы и папы положительно относятся к инклюзивному образованию в целом, но вовсе не хотят, чтобы дети-инвалиды учились в одном классе с их детьми. Родители, получив для своих детей путевки в детсад, очень удивились, что их чада будут ходить в комбинированные учреждения, где занимаются ребята с отклонениями в здоровье. «Нам дали путевку в детсад, я посмотрела в Интернете информацию о нем, оказывается, туда еще принимают даунов. Теперь не знаю, что делать, – с возмущением говорит мама двухлетней девочки. – Я не хочу, чтобы моя дочка каждый день видела умственно отсталых, нужно со здоровых и умненьких брать пример».
Совершенно по-другому смотрит на эту ситуацию Марина Исаева, сама воспитывающая ребенка с ДЦП: «Если ребенок с каким-то заболеванием может общаться с другими людьми, у него есть возможность двигаться, играть, то он обязательно должен ходить в детский сад или школу. Конечно, здоровым деткам нужно объяснять как себя вести, почему другие ходят и разговаривают не так, как они. Но больше, мне кажется, зависит от настроя родителей. Если они сами с каким-то брезгливым чувством, недоброжелательно относятся к особенным деткам, то и их дети будут считать такого ребенка ненормальным, проявлять жестокость».
С внедрением инклюзивного образования все больше вопросов возникает к учебным заведениям. Большинство из них до сих пор остаются недоступными для инвалидов: совершенно неудобные пандусы, отсутствие лифта и так далее. Многие учителя тоже оказались неготовыми к работе с особыми детьми. «Есть инвалиды, которые внешне ничем не отличаются от других людей, они просто по болезни часто пропускают занятия, а есть те, кто не может передвигаться без посторонней помощи, быстро писать. Я не знаю, как с ними работать. Все внимание придется уделять ему, ждать, пока он допишет предложение или усвоит материал, а другим детям нужно будет подстраиваться под одного», – делится своими переживаниями учительница одной из школ.
Практикующий психолог Юлия Летягина уверена, что при грамотном подходе все эти проблемы разрешимы. «От этого выигрывают все, – говорит она. – Ребенок-инвалид лучше социализируется потом в обществе, а здоровые дети могут у него научиться умению выживать и радоваться жизни. Инвалиды показывают хороший пример, что даже с ограниченными возможностями можно достигнуть какого-то успеха. При этом дети учатся проявлять заботу, сочувствие к более слабому. Конечно, речь идет об учебе детей-инвалидов с сохраненным интеллектом. У меня были случаи, когда дети с ДЦП учились в общей школе, и никаких проблем там не было, его не дразнили, не обижали, он не чувствовал себя ущербным. Но для этого нужно грамотно готовить учителей, детей и родителей».
Такого же мнения придерживается и председатель общественной организации «Луч надежды» Вячеслав Шуховцев: «К сожалению, общество еще не готово к тому, чтобы принять инвалидов, особенно имеющих внешние недостатки. Это сознание нужно менять, ведь мы все ходим под богом, сегодня ты здоровый, а завтра какое-нибудь ДТП, и ты – в инвалидном кресле. А дети и вовсе не виноваты в том, что такими родились».
В силу своего малоподвижного образа жизни многие дети с ограниченными возможностями больше читают, лучше осваивают новую технику и порой оказываются талантливее своих здоровых сверстников. Педагоги, уже работающие с детьми-инвалидами, уверены, что только совместное обучение поможет вырастить новое поколение людей – более добрых, понимающих и умеющих сопереживать другим.