С этого года в рамках проекта по внедрению электронных образовательных ресурсов, который реализуется Комиссией при президенте РФ по модернизации, система образования начинает претерпевать большие изменения. В частности, в российских школах уже сейчас проходит апробация интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ).
По словам руководителя отдела проектов в сфере информатизации образования Национального фонда подготовки кадров Светланы Авдеевой, эксперимент по внедрению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) стартовал около 8 лет назад.
«Еще в 2004 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования в каждую российскую школу было поставлено 49 дисков с отобранными по конкурсу лучшими на то время электронными образовательными ресурсами, – поясняет Светлана Авдеева. – Тогда под этим подразумевались различные мультимедийные обучающие программы по школьным предметам. В 2006–2010 годах было разработано свыше 130 тысяч различных электронных образовательных ресурсов. Это комплекты к школьным учебникам, мультимедийные образовательные модули, интерактивные карты, виртуальные лаборатории, электронные энциклопедии и словари, музыкальные и художественные произведения в цифровом виде».
Кроме того, в 2011–2012 учебном году начался государственный эксперимент по внедрению электронных учебников в учебный процесс. Эксперимент проводится под эгидой Министерства образования и науки РФ.
В число претендентов, отобранных экспертами для участия в тендере по образовательной программе апробации интерактивных мультимедийных электронных учебников, вошли продукты кампаний Plastic Logic совместно с госкорпорацией «РОСНАНО», «Азбука» (чей продукт PocketBook был опробован в Татарстане), а также «ЭКТАКО» (ее новинка – учебник с цветным дисплеем JetBook Color).
Одной из главных проблем использования гаджетов стала доступность и качество учебного материала. «Судя по всему, не все издательства были готовы закачать электронные версии учебников с соответствующим шрифтом и иллюстрациями к началу учебного года, – оценила старт эксперимента в своем регионе начальник управления перспективного развития образования и информационной работы департамента образования и науки Кемеровской области Юлия Лях. – Поставщики планшетов должны заключить договор с издательствами и уже после этого поместить их в память электронных учебников».
В то же время, объективно к замене бумажных книг на электронные подталкивает ситуация отсутствия специализированных книжных магазинов в областных центрах, небольших городах, селах. Единственным выходом остается как раз покупка электронной книги, что многие давно и успешно делают.
Остается открытым и вопрос о том, как влияют новые электронные устройства на здоровье детей. «Могу лишь предположить, – рассказывает руководитель Испытательного лабораторного центра Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук Любовь Текшева, – что ридеры занимают некое промежуточное положение между учебниками, изданными на бумаге, и электронными. Они, по-видимому, менее вредны для зрения, чем электронные учебники. Гигиенически положительный момент – их вес. Кроме того, макет учебника – размер страницы, шрифт, цветовые сочетания – очень влияет на функции памяти. И это тоже вопрос нагрузки на зрение – один раз ребенок должен прочитать страницу или два-три. Мы, гигиенисты, полагаем, что с массовым введением ридеров в школе не стоит спешить. Нужно провести пилотные исследования в разных возрастных группах».