Производителям пшеницы в Ростовской области нужна поддержка государства. Из-за роста цен на топливо, комплектующие и высоких экспортных пошлин некоторые предприятия оказываются на грани рентабельности. Как заявил на пресс-конференции в «Интерфакс-Юг» глава регионального Минсельхоза Константин Рачаловский, поддержку крестьянам нужно увеличивать.
Крупные экспортные предприятия региона приостановили закупку зерна у крестьян — его стало трудно продавать за рубеж из-за минимальной цены, установленной Минсельхозом. Эта фиксация цен, а также действующая экспортная пошлина, скачок цен на дизельное топливо, проблемы с закупкой оборудования тяжело отразилась на производителях в регионе. Об этом подробнее читайте в репортаже 161.RU.
— Если мы возьмем статистику, экономический анализ за 2021 год — это был год, когда были максимальные цены на зерновые, на масленичные культуры. Зерно [при продаже] подбиралось уже к цифре в 19–20 рублей, подсолнечник продавался за 45–50 рублей. И мы видели цифры рентабельности хозяйств. При всём желании экономистов их занизить [рентабельность составляла] и 70, и 80, и 100%. По подсолнечнику вообще более 150%. Я всегда говорил и производителям, и руководителям: «Так долго продолжаться не может», — заявил Рачаловский.
По словам министра, пошлины появились именно из-за угрозы, что подорожание зерновых скажется на животноводческой продукции. Из-за скачка цены подешевеют мясо и молоко — и из-за этого такие хозяйства начнут исчезать. Нужно было сдержать цены на пшеницу.
— Насколько мы их сдерживаем, федеральное министерство сдерживает их — это можно обсуждать. Может быть, это [сдерживание] избыточно. На сегодня с учетом роста затрат надо, наверное, это регулирование в сторону увеличения отпускать, — считает Рачаловский.
Но министр уверен, что цены остаются рентабельными. Так, самая высокая стоимость зерна третьего класса в портах региона — 13,6 тысячи рублей без НДС. Это рентабельная цена, считает Рачаловский, но третий класс ведь производят не все: много четвертого класса, фуражного зерна. Всё это принимается по более низкой цене.
— Но зерно еще надо привезти, затратить полтора рубля, два рубля — даже до места выгрузки, — отмечает министр. — Проблема есть, ее нужно признать. Поднимают [эту проблему] на всех уровнях. Думаю, будут приниматься меры, — полагает министр.
В качестве одной из мер есть зерновая субсидия. За ее счет можно компенсировать затраты на выращивание. В прошлом году на эти цели направили два транша по 650 миллионов рублей.
— В следующем году такой транш запланирован. Недостаточно? Наверное, да. Наверное, сегодня с учетом роста стоимости горюче-смазочных материалов, который произошел летом… Да, [цена на дизель] подскочила, но потом остановилась. Но средняя цена дизельного топлива сегодня — 69–70 тысяч рублей за тонну. Это значительно больше, чем было, например, в апреле. Поэтому рост затрат очевиден, рост себестоимости очевиден. Поэтому, наверное, правомерно задавать вопрос об увеличении стоимости зерна.